Парижская богема в субботу вечером 6 октября 1889-го обсуждала свежайшую новость. 50-летний Жозеф Оллер, предприниматель и главный организатор развлечений во французской столице приглашал гостей на открытие кабаре "Мулен Руж" — "красная мельница" с французского — в центре парижского района Монмартр. Вместе с компаньоном Шарлем Зидлером он задумал совместить в новом заведении ресторан и музыкальный театр. Публику собирались привлекать танцами и хорошей выпивкой. А декоративная красная мельница на крыше здания должна была намекать гостям на соседний квартал красных фонарей, где их ожидали девушки легкого поведения.
Первые кабаре появились на Монмартре в 1860-х, когда император Луи Наполеон запретил парижским музыкантам выступать в общественных местах. Те переместились в пивные, таверны и кофейни. Кабаре с французского — пивная, кофейня. Начали ставить там танцевальные номера, одноактные пьесы и скетчи, объединенные выступлениями конферансье, исполняли шансон. Жозеф Оллер считал, что их проект будет самым успешным. В эти дни в Париже как раз открывали Всемирную выставку и завершали строительство Эйфелевой башни.
— Ты только посмотри, как расходятся билеты! — говорил Оллер Зидлеру. — Мы утрем носы всем конкурентам. Я уверен, что вскоре наш "Мулен Руж" станет визитной карточкой Монмартра.
В новое кабаре потянулась парижская богема. "Аристократы, люди искусства, литераторы заполняли огромный, высокий, украшенный флагами зал, который ярко освещали огни рамп, люстры и стеклянные шары. Одна стена была зеркальной, и от этого зал казался большим", — вспоминал свой первый визит в "Мулен Руж" французский писатель Анри Перрюшо.
Изюминкой программы стала кадриль, которую вскоре окрестили "французским канканом". Этот зажигательный танец, название которого в переводе с французского означает шум или гвалт, был распространен в 1820-1830-х. Танцевали его женщины в рабочих кварталах. С появлением на Монмартре первых кабаре танец возродился. Темп и движения в нем каждый раз усложняли, появились новые фигуры, в частности эффектный шпагат и энергичный мах ногами. "Канкан — это безумие ног, — вспоминала танцовщица Маргарита Ригольбош. — Когда я танцую, то забываю обо всем. Музыка сжимается в моей груди, бьет в голову, как испарения шампанского. Мои руки и ноги безумеют. Мне нужны движение, шум, содом! Все волнуется вокруг меня — декорации, мебель, свечи. Я люблю аплодисменты. Я хотела бы, когда танцую, чтобы гремел гром, валились дома!".
Пообещав хороший заработок и славу, Зидлер переманил в "Мулен Руж" всех звезд из соседних кабаре. Каждый вечер он сидел у сцены и наблюдал за кадрилью, время от времени покрикивая на девушек: "Луиза, ты теряешь панталоны!", "Полетта, прекрати подмигивать галерке!". На сцене танцовщицы подбрасывали ножки, верещали и задирали юбки перед гостями. Каждая имела артистический псевдоним: Грей д'Эгу — Решетка Канализации, Нини Патзанлер — Лапки Вверх, Мом Фромаж — Сырок, Рейон д'Ор — Золотой Лучик. Но настоящей примадонной "Мулен Руж" стала 16-летняя Луиза Вебер, которая выступала под псевдонимом Ла Гулю. Она так безумно выплясывала канкан, что во время ее выступлений зрителям казалось, будто где-то стреляют из пушек.
Красавицу с пышными формами гостьи окрестили Обжорой — девушка любила выпить и хорошо поесть за счет клиентов. Случалось, что допивала остатки вина из чужих бокалов. Грубая и вульгарная в жизни, Ла Гулю на сцене полностью перевоплощалась и талантливо импровизировала. Она придумала свой вариант канкана — вращаясь в танце, отводила ногу в сторону, брала ее за стопу и поднимала над головой, а затем с визгом падала на шпагат. "Настоящая вакханка, одержимая демоном ритма, она бесновалась, не обращая никакого внимания на мужчин, которые задыхались от волнения, — вспоминал Анри Перрюшо. — Ла Гулю заканчивает танцевать и самонадеянная, гордая, даже не поклонившись публике, исчезает, и ее провожают голодные глаза сотен мужчин".
Первые артистки "Мулен Руж" танцевали одетыми. Лишь изредка зрители могли увидеть часть обнаженного тела — полоску между чулком и панталонами. Но 9 февраля 1893-го в кабаре взорвался скандал — там впервые показали стриптиз.
В тот день в Париже проходил бал искусств, который ежегодно устраивали студенты-художники. Изюминкой праздника был парад натурщиц — их несли под грохот барабанов в паланкинах, корзинах с цветами и на щитах. Одни изображали олимпийских богинь, другие — покорных рабынь, третьи — восточных принцесс. Королевой бала была Клеопатра. На ней вместо одежды красовался пояс из монет. По окончании процессии празднование продолжили в "Мулен Руж".
После безумного канкана к компании присоединились две танцовщицы Манон Лавиль и Сара Браун, которые и сами часто позировали художникам обнаженными. Перебрав шампанского, они выскочили на стол и под бурные аплодисменты начали раздеваться под музыку, пока не остались в чем мать родила. Некоторые из собравшихся в зале не были готовы к такому откровенному шоу и вызвали полицию. За непристойное поведение девушек арестовали. Дело дошло до суда, и артисток оштрафовали на 100 франков — $513 на сегодняшние деньги.
"Этот процесс смахивал на фарс, — вспоминал Анри Перрюшо. — Но закончился грустно. 1 июля студенты школы изобразительных искусств устроили демонстрацию против обвинителей. Жандармерия начала стрельбу. И во время столкновения убили человека, который мирно сидел на террасе кафе "Аркур" на площади Сорбонны. Демонстрация приобрела угрожающие размеры. Латинский квартал заполнили баррикады. Это уже походило на восстание. Правительство спешно вызвало войска из провинции. Порядок восстановили лишь 6 июля".
145 евро стоит в среднем самый дешевый билет на представление кабаре в"Мулен Руж". Сейчас каждый вечер там в зале собираются до 850 гостей. После Второй мировой войны сцена "Мулен Руж" стала одной из самых престижных арт-площадок Парижа. На ней считали за честь выступать шансонье Эдит Пиаф, Ив Монтан и Шарль Азнавур, Элла Фицджеральд, Лайза Минелли и Фрэнк Синатра.
Первая звезда "Мулен Руж" умерла в бедности
Первых звезд "Мулен Руж" знают в первую очередь по плакатам художника Анри Тулуз-Лотрека. Он приходил сюда каждый вечер, смотрел на танцовщиц и делал зарисовки, с которых потом рисовал свои картины и рекламные афиши для "Мулен Руж". Одной из его муз стала танцовщица Жанна Бодон, которая выступала под псевдонимом Джейн Авриль. Лотрек изобразил ее на рекламном плакате в характерной позе с задранной ногой в черном чулке, в пене нижних юбок из британских кружев. Внебрачная дочь итальянского аристократа и французской кокотки Авриль начала карьеру в 16 лет.
В детстве мать-алкоголичка жестоко била ее. Джейн оказалась в сумасшедшем доме. После этого девушку вернули матери, которая склоняла ее к проституции. В 17 лет она опять убежала и не вернулась. У нее были покровители, но она не продавала себя и имела романы лишь с теми, кто ей нравился.
Авриль была самоучкой, никогда не брала уроки танца. В день открытия "Мулен Руж" она выступила с номером соло и вместе с Ла Гулю стала главной звездой кабаре. За излишнюю болезненность и впечатлительность други танцовщицы называли ее Безумная Джейн. "У Ла Гулю танец был проявлением чувственности, звериных инстинктов, которые выражались в ритме, что и создало ей порочную славу, — писал Анри Перрюшо. — Танец Джейн Авриль был наполнен мыслью. Это был язык, на котором она разговаривала с миром". В последний раз она танцевала на сцене в 1935-м. Потом вышла замуж за немецкого художника. Брак оказался неудачным. Доживала жизнь в бедности в богадельне.
Комментарии