Майским вечером 1799 года несколько монахов подстерегли отставного капитана и композитора Артемия Веделя на киевском Подоле и привели в Печерскую лавру. 25 мая его передали коменданту города Вигелю под арест.
Незадолго до этого в Киево-Могилянской академии, где Ведель часто бывал, нашли книгу "Служба преподобному отцу нашему Нилу". А в ней на чистых страницах якобы рукой Веделя были написаны " нелепости" о том, что царь Павел І убил свою мать Екатерину ІІ, да и самого Павла убьют. Так появилось дело N12 "О капитане сумасшедшем Веделе". 24 июля из Петербурга пришел приказ: царь "повелеть соизволил: буде он Ведель выздоровел, взять его от отца, отослать в дом сумасшедших в Києве й держать без выпуску"". Через два года Павла действительно убили. Новый царь Александр І поручил пересмотреть дело киевского капитана. Однако Веделя опять признали сумасшедшим и оставили там, где он был. Оттуда отец смог забрать его только 1808-го, за несколько дней до смерти.
Лукьян Ведельский (сын потом подписывался просто Ведель) был в Киеве известным резчиком по дереву. Делал иконостасы, принадлежал к иконописному цеху. Дом их, с огородом и садом, стоял на розе современных улиц Братской и Андреевской на Подоле. Его единственный сын Артемий увидел мир в апреле 1767-го. Когда вырос, отец отдает его учиться в Киево-Могилянскую академию. Тот заканчивает там класс философии. Становится солистом (тенором) и регентом хора, солистом-скрипачом и дирижером оркестра. Вскоре его рекомендуют московскому генерал-губернатору Петру Еропкину как лучшего знатока церковной музыки. Дальше почти пять лет служит в Москве капельмейстером. Увольняется сам — потому что якобы заболел.
Был красив собой — и " всегда избегал женскаго общества"
Этой болезнью была тоска по отчизне. Ведель-композитор дважды обращался к 136-му псалму:
Над реками Вавилона
Над ріками Вавілона,
Там сиділи ми і плакали, як Сіон спогадали.
На вербах його повішали ми арфи наші.
Там бо захотіли від нас слова пісні і радості
Ті, що в неволю нас забрали, знущались над нами:
"Нуте, заспівайте нам пісень сіонських!".
Як же нам пісень Господніх
На чужій землі співати?
Тарас Шевченко тоже любил этот псалом.
Вернувшись в родительский дом в Киеве, опять руководит хором Киево-Могилянской академии. Знакомится с корпусным генералом Андреем Леванидовым. Тот со своей капеллой бывал в монастыре Святой Екатерины на Подоле — напротив теперешнего памятника гетману Сагайдачному. А затем шел к отставному обер-иеромонаху императорского флота отца Евстафию, у которого собиралась компания меломанов. Когда Артемий Ведель там пел, "генерал был восхищен до небес", вспоминали очевидцы. Он приглашает певца руководить полковой капеллой и делает его своим адъютантом. С тех пор начинается и военная карьера Веделя.
Украинские помещики тогда часто держали домашние капеллы. Заказывали для них музыку и платили хорошо. Как-то от одного из них, Дмитрия Трощинского, Ведель получил 300 рублей за два богослужебных произведения. Для сравнения: старший современник Веделя, Григорий Сковорода, будучи регентом придворного хора в Петербурге, получал 20 рублей в год, и это считалось немало.
В 1796 году Леванидов становится наместником Харьковским и Воронежским и забирает Веделя с собой в Харьков. Там композитор руководит наместническим хором и оркестром, преподает музыку и пение в Казенном училище.
Осенью того года царицу Екатерину на российском престоле сменил ее сын Павел. Он не любил ни искусства, ни ярких людей. Вскоре Леванидов пришлось уйти в отставку, все хоры и оркестры, которыми он знимался, ликвидировали. Впоследствии и в церквях запретили исполнять музыку, не касающуюся непосредственно канонической Службы Божьей. Ведель подает в отставку. Уходит из армии в чине капитана с правом носить мундир и в конце 1798-го опять возвращается в Киев. Чувствует себя со своей музыкой лишним во всем мире.
В январе следующего года он становится послушником Киево-Печерского монастыря. Но ненадолго, потому что считал, что "Бог не в церкви, а в сердце". Между ним и монастырским начальством возникают недоразумения, и он оттуда уходит. А затем было дело с " нелепостями" на чистых листах книжки и 9 лет сумасшедшего дома.
Был ли Ведель душевнобольным? Он просто остро чувствовал несовершенство мира. И писал фантастическую музыку. Многим казалось, что он живет не так, как все, как тогда говорили — юродствует. Жить в Москве — не захотел. Был красив собой — и " всегда избегал женскаго общества". Имея достаточно денег — раздавал их, не оставляя себе ничего. Ну, и обладал даром предвидения. А такой человек пугает обывателей во все времена.
Даже его смерть казалась необычной: он стоял и молился в родительском саду — так и умер. Был день 14 июля 1808 года. На похороны пришло очень много людей. Хотя за девять лет заключения о человеке могли и забыть. Как сам он писал: "Пока будет нестись время, до тех пор я буду существовать, а пока будут течь воды, до тех пор исчезновение мое будет длиться". Похоронили его на Щекавицком кладбище. В 1930-х его сравняли с землей.
Киевских сумасшедших держали в Доме Петра I
В 1803 году "смирительный дом" на Подоле ликвидировали. Этот дом получил среди киевлян плохую славу, и его потом 8 лет не могли продать. Пациентов, среди них и Артемия Веделя, перевели в новосозданную богадельню на территории бывшего Кирилловского монастыря на Куренивке. Там впервые разделили хулиганов и душевнобольных. Для последних создали специальное отделение на 25 душ. Впрочем, из палаты их не выпускали, стояла духота. Хотя посетителям туда разрешали ходить. Сидел там, в частности, юродивы й ясновидец, к которому киевские барышни бегали советоваться, какого жениха из двух-трех выбрать.
С приходом советской власти здесь появилась "Первая психоневралгическая больница им. Шевченко". С 1936 года она получила имя Павлова. Ее нынешний адрес — ул. Фрунзе, 103.
Самое полное собрание произведений композитора издали в прошлом году
После ареста Артемия Веделя царским указом запрещено было печатать его произведения. Запрет продлился до начала ХХ ст., а произведения существовали в списках почти два века. В автографах сохранилось 12 духовных концертов и одна неполная литургия. Списки не все одинакового качества — переписчики ошибались или вносили изменения "от себя".
Самое полное собрание произведений композитора издано в прошлом году в серии "Библиотека хора "Киев": 28 духовных концертов, две литургии, Всенощная, Рождественские, Пасхальные и Богородицкие пения, 20 отдельных произведений и список 25 ненайденных. Распорядители книги директор камерного хора "Киев" Николай Гобдич и Татьяна Гусарчук — искусствовед, изучают творчество Веделя уже 30 лет. Кроме того, выпущено пять компакт-дисков духовной музыки Артемия Веделя.
Популяризатором композитора был и Василий Кук — последний главнокомандующий Украинской повстанческой армии, умер недавно. Он написал статью о Веделе для энциклопедического справочника "Киево-Могилянская академия в именах".
Комментарии
1