6 апреля в 10.30 в микрорайоне Мирный в Донецке маршрутный автобус наехал на 63-летнюю Светлану Фомину. Она шла на базар за деталями для газовой колонки. Переходила улицу.
— Несколько раз посмотрела в обе стороны. Светофора не было, потому шла по зебре. Вдруг из-за грузовой фуры появилась маршрутка. Я сделала еще два шага и потеряла сознание. Когда пришла в себя, прямо перед лицом увидела колесо. Оно затормозило на моей правой ноге. Асфальт сразу залило кровью.
Со Светланой Акимовной разговариваем в коридоре Донецкого института восстановительной хирургии. Она прислоняет палку к стене и показывает, как ходит сама. Обута в тапочки.
— Всегда носила только модельную обувь, — вздыхает. — В день аварии на мне были туфли на 10-сантиметровом каблуке. Представьте 8-тонный ПАЗик на моей ноге 33-го размера! Я была в шоке, пассажиры взяли у водителя жгут, чтобы остановить кровь, а он порвался. "Скорая" ехала больше 20 минут. Водитель молодой, начал извиняться, что меня не заметил. Сейчас, кстати, снова ездит по маршруту. Когда меня доставили в травматологию, врач сказал: "Здесь спасать уже нечего". Хотел отрезать остатки ступни и часть голени. А у меня характер энергичный, непоседливый, привыкла хорошо выглядеть. От одной мысли о протезе не хотела жить.
Светлане Фоминой посоветовали обратиться к Эмилю Фисталю, 71 год — руководителю центра пластичной хирургии института. Он сразу сделал операцию, потом еще три. Чтобы сохранить конечность, применил метод итальянской пластики: на некоторое время "сшил" обе ноги. Это позволило смоделировать новую ступню.
— У пациентки были раздавлены подкожная жировая клетчатка, мышцы и сухожилия правой стопы, раздроблены четыре кости, — говорит Фисталь. — Мы убрали омертвевшие ткани, пытаясь сохранить плюсневую опорную кость. Чтобы закрыть рану, выкроили из голени здоровой ноги лоскут кожи. Не отсекая, а лишь отогнув кожаный лоскут с левой ноги, закрыли им поверхность раны на правой. Больше месяца пациентка лежала с "пришитыми" друг к другу конечностями. Потом ноги разъединили. Питательный лоскут отсекли, а раны закрыли собственным трансплантантом — куском кожи из бедра. Так мы возобновили кровоснабжение на пострадавшей конечности и создали новую опорную поверхность.
11 июня Светлана Фомина встала на обе ноги.
Кожу берут подальше от раны
В 1597 году итальянский профессор анатомии и медицины Тальякоцци детально описал способ перенесения тканей с плеча на лицо. Этот метод стал известен как итальянская пластика. Ее практикуют при больших скальпированных ранах, чаще на кисти, голени, стопе. Во время операции в удаленном от раны месте выкраивают лоскут кожи на питательной ножке и пришивают его к больной части. После приживлени я лоскута отсекают его ножку. Метод и сейчас считают сложным.
В XVII в. Тальякоцци похоронили за кладбищем, потому что церковь объявила его еретиком.
Комментарии