Раком болеют около 900 тыс. украинцев. Ежегодно добавляется еще 160 тыс. пациентов, умирает почти столько же. Эта статистика лучше, чем в развитых европейских государствах, говорит онко-нейрохирург профессор 63-летний Владимир Розуменко. Он возглавляет клинику внутримозговых опухолей Института нейрохирургии им. Ромоданова.
— Средняя продолжительность жизни в Европе 80-86 лет. У нас — 68. Чем старше возраст, тем больше болезней, в том числе и онкологических. Влияет и пользование электроникой, мобильными телефонами. Чаще болеют раком в тех странах, где употребляют генетически модифицированные продукты.
Можно применять генетику в лечении опухолей?
— Разговоры, что уже нашли ген, из-за которого растет опухоль, и что генная терапия вылечит рак, неправдивы. Если остановить ген, который делит онкоклетки, то размножение здоровых клеток также остановится. То же со стволовыми клетками. Их введение может активизировать процессы деления больных клеток. Также невозможно изобрести вакцину от рака. Опухоль растет в организме, он знает о ней и некоторое время сдерживает. Со временем перестает бороться, онкология быстро развивается. Нельзя проводить противоопухолевую вакцинацию в детском возрасте. Неизвестно, к чему это впоследствии приведет.
Больные часто жалуются, что после химиотерапии чувствуют себя хуже.
— Нет препарата, который лечил бы опухоль, как антибиотик — воспаление. Препараты химиотерапии подавляют процессы обмена в опухоли, но в то же время и в организме, ухудшаются показатели крови. Происходит сильная интоксикация, на некоторое время опухоль приостанавливает рост. Но со временем становится агрессивная, начинает защищаться от препаратов химиотерапии и растет с такой скоростью, что ее ничем не остановить. Больному трудно объяснить, что без химии он может прожить дольше, чем после нее. Кроме того, это очень дорогое лечение.
Какая альтернатива, если химия не гарантирует выздоровления?
— Применить лучевую терапию линейными ускорителями. Во всем мире их используют 10 лет, а у нас только начинают. В стране есть десяток таких аппаратов, а нужно 115, из расчета одна установка на 500 тысяч населения. В высокоразвитых государствах — на 250 тысяч людей. Есть государственная программа, которая предусматривает приобретение этих ускорителей. В Ровно такой аппарат купил фонд Рината Ахметова. В каждом регионе есть влиятельные люди, которые могли бы поставить хотя бы один ускоритель на область. Существуют гамма- и кибер-ножи, которые позволяют разрушать небольшие опухоли мозга без вскрытия черепа. Иногда, чтобы их уменьшить, применяют лучевую терапию, а когда опухоль "сморщится" — оперируют. Это уже делают в Украине.
В Турции американцы недавно открыли центр онкологии и презентовали там последнюю установку — "ТруБим". Приглашали меня оценить ее. Совмещает все радиохирургические операции, которые делают линейный ускоритель, кибер- и гамма-ножи. Однако даже эта установка может не дать такого результата при опухолях мозга, как операция лазером с мультимодальной навигацией. Это моя разработка. Такого больше не делают нигде в мире. Провел 482 такие операции.
В чем особенность этой методики?
— Есть случаи, когда опухоль не вырезают, потому что она близко к зонам, которые отвечают за движение, речь, сознание. После операции пациент может стать инвалидом. По результатам исследований создаю виртуальную трехмерную модель мозга. На нее наношу все сосуды, нервные окончания. Изображение опухоли рассматриваю в компьютере виртуально со всех сторон, чтобы отработать лучший пошаговый план ее удаления. Готовлюсь четыре дня. Операция длится до 7 часов. Навигационная система подсказывает, на какой глубине и в каких структурах мозга я оперирую с использованием лазера, и на каком расстоянии расположены сосуды. Благодаря этому операция проходит почти бескровно. Лазером сразу облучаю остатки опухоли, поэтому пациенты не проходят эту процедуру после вмешательства. Если опухоль и растет повторно, то не так быстро. Лазер уничтожает бактерии, поэтому рана быстро заживает. Пациент не лежит в реанимации,через восемь дней снимаю швы и выписываю. Первую лазерную операцию сделал 30 лет назад. Установку с учетом моих разработок изготовили советские конструкторы, которые работали в космической отрасли.
Как еще применяют лазер при опухолях?
— В марте в Киеве состоится конгресс по фотодинамической терапии. Этот метод совершенствуют. Больному перед облучением вводят фотосенсибилизатор. Это препарат, который за несколько часов выходит из организма, но остается в опухоли, потому что она его накапливает. Она становится чувствительнее к лазерному облучению. Когда на нее направляют лучи лазера, здоровые клетки остаются живы, а раковые погибают. В советские времена я получил два патента по этой разработке. Но на них поставили гриф "для служебного пользования" и не позволили применять на практике, потому что тогда в мире такого еще не изобрели. Теперь это разрешено за рубежом, и у нас будут презентовать результаты исследований.
Комментарии