В селе Малый Раковец Иршавского района Закарпатья в каждой семье вышивают. В селе 850 дворов.
— Малораковчанки — большие хозяйки. В их домах такая чистота, что "муха бы ся розчахла", — говорит Мария Зейкан, 52 года, из соседнего села Билки. — Они даже в туалетах вешают ковры.
Ведет к местной жительнице 38-летней Любви Повх. Женщина учительствует в школе. На стенах ее жилища вышитые изделия, иконы со святыми, на столах скатерти, салфетки, на полу — вышитые дорожки.
— Вот наша семейная реликвия, — показывает хозяйка на ковер с оленями. Он висит над кроватью. — Его вышивала моя мама еще девушкой. Когда я с мужем перешла жить отдельно в свой дом, подарила нам. А я — своей дочке Анне. Она прибила над кроватью. Хотя ему и 40 лет, он совсем не выцвел, потому что вышитый натуральными нитками. Да и моль не источила.
Любовь Семеновна замечает, что раньше в селе даже мужчины и дети вышивали.
Во дворе Анны Грицищук, 53 года, заходим в уборную, которую женщина украсила тремя коврами. Заверяет, что издавна так делают, в туалетах висят вышивки.
Присплю детей, а сама до поздней ночи вышиваю
— Вышивать меня научила мамка еще в юности, — вспоминает Анна Васильевна. — На своем веку сделала много. Увижу у кого-то красивый узор, и себе хочется иметь такой. Присплю детей, а сама до поздней ночи вышиваю. Теперь хоть уже и годы не те, и глаза, и здоровье, но с иглой не расстаюсь. У нас чуть ли не ежегодно пасхальная корзина должна быть прикрыта новой салфеткой. Я тоже придерживаюсь обычая. Дочек научила вышивать.
11-летний внук Назар из Мукачево вышивает. Парень вышил икону святого Николая.
— Управно работать с иглой нетрудно, — утверждает Грицищук. — А попробуй-ка все повырезать и украсить! На белом полотне белыми нитками, чтобы не видно ни начала, ни конца нити. И без единого узелка! Процесс нуждается в аккуратности, терпении. Потому что если вышивать можно сидя или даже стоя, то украшать — так, чтобы стопы ног имели под собой твердую опору, в полусгорбленном состоянии, держа ткань между колен.
Женщина приседает, чтобы показать.
— Сызмальства люблю вышивать, — сознается Елизавета Кукуль, 54 года. — Бывало, что на протяжении зимнего месяца успевала сделать два больших ковра. Все стены в доме были ими украшены. Заказывали и другие люди. Но когда пришла мода на фабричные, начала с односельчанками возить в Венгрию, где с орехами продавали. Мадьярки дивились нашим вышивкам, покупали нарасхват.
Комментарии