четверг, 27 сентября 2018 12:56

Не настаивать и не перегибать палку - эксперт о детском нежелание учиться

Не настаивать и не перегибать палку - эксперт о детском нежелание учиться
В младшей школе ключевым лицом для ребенка является учитель - Ирина Губеладзе. Фото: Facebook

Украинские школьники будут тратить на домашнее задание не более часа до девятого класса и более полтора часа в старших классах. Это предусматривают новые санитарные нормы, которые планируют принять в Министерстве здравоохранения совместно с Министерством образования.

Ранее старшеклассникам домой задавали объемы работы, рассчитанные на четыре часа. Это истощает детей и демотивирует учиться.

- Истощение и физическое состояние ребенка одни из причин нежелания учиться. Есть и другие. Во-первых, у ребенка может быть сформирована четкая цель обучения. Он не понимает зачем учится. Воспринимает учебу как обязанность. Во-вторых, пример родителей, которые не привыкли учиться и не развиваются. Этим показывают ребенку, что обучение не нужно. Часто ребенок просто повторяет позицию родителей, - говорит Gazeta.ua кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН Украины Ирина Губеладзе. Она рассказала о причинах формирования нежелание учиться у детей и пути решения этой проблемы.

Детские страхи это тоже причина нежелания учиться?

- Нежелание учиться чаще проявляется, когда ребенок неуверен в себе. Страх отвечать у доски, боязнь ошибиться или быть негативно оцененным со стороны учителей или сверстников. То есть это те страхи, которые связанны с самооценкой ребенка. Преодолеть эту ​​неуверенность поможет учитель. Он регулярно может создавать ситуации успеха. Когда он видит, что в определенной сфере ребенок не очень успешен. Тогда учитель выбирает специальные задания, которое школьник точно выполнит. Так ребенок начинает верить в себя и свои силы. Переступает через порог неуверенности.

Как влияют конфликты с одноклассниками на желание учиться?

- Ситуации бывают разные. Универсального способа решить конфликтную ситуацию нет. Можно попробовать наладить отношения между детьми. При незначительном конфликте медиатором может быть учитель или психолог. Давать коллективные творческие упражнения и включить конфликтующих детей в совместную работу. Если брать более сложные ситуации, например, когда сверстники ребенка начинают высмеивать, унижать публично, пускать сплетни по школе и нагнетать ситуацию, стоит попробовать решить проблему на уровне класса и классного руководителя. Однако бывают ситуации, когда действительно лучше сменить обстановку ребенка, возможно изменить класс или школу.

Родители играют большую роль, но они должны действовать в постоянном сотрудничестве с учителями

На кого ориентируется ребенок при обучении в младших, средних и старших классах? Кто его мотивирует к обучению?

- В младшей школе ключевым лицом для ребенка является учитель. Отношения с ним является весомым фактором в формировании отношения ребенка к обучению. Большую роль играют действия и слова учителя. Родителям достаточно помогать выполнять школьные задания и ориентировать ребенка на уважение к учителю. В средней школе дети входят в подростковый возраст. Для них важнее становятся сверстники и формирование собственного авторитета среди них. Родителям стоит сосредоточиться на создании благоприятного социального окружения для ребенка. Ставить к примеру успешных авторитетных сверстников и не настаивать на собственной авторитетности. Старшеклассники уже ориентируются на выбор будущей профессии и построении своей будущей жизни. Они уже значительно рассудительны и умеренны, нежели старшие подростки. Им становится интересна не мнение окружающих, а позиционирование и утверждение собственной точки зрения. Родителям стоит прислушиваться к тому, чего хочет старшеклассник, что его интересует, возможно только осторожно направлять интересы ребенка, предлагая и другие варианты. Не настаивать и не перегибать палку.

Если ребенок проявляет нежелание учиться с младших классов, оно останется и в старших?

- Все динамично. Есть дети, которые в младшей школе хорошо учились. Перешли в среднюю и теряют мотивацию. Есть и совершенно противоположные ситуации. Причины в изменении учителей, места, общении, ситуациях. В различных ситуациях и местах ребенок проявляет себя по-разному.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как воспитать целенаправленную ребенка

Кто имеет большее влияние по развитию желание учиться: родители или учителя?

- Родители играют большую роль, но они должны действовать в постоянном сотрудничестве с учителями. Большую роль играет личность учителя. Программа обучения тоже важна, но учитель имеет возможность варьировать способ подачи информации и организации учебного процесса. А от этого во многом зависит успешность и мотивация ребенка к учебе.

Какие эффективные способы решения проблемы?

- Это проблема комплексная. Нажимая "на одну кнопочку" трудно что-то решить. Обобщая, только отметим, что важная поддержка ребенка со стороны родителей, учителей и сверстников, ориентация на желания и интересы ребенка, чтобы он имел возможность заниматься тем, что интересно именно ему. Для ребенка важна возможность собственного выбора. Стоит создавать поддерживающую среду, и на примере родителей формировать уважение к образовательной системе, школе и учителям, подавать знания как ценность.

95% детей постоянно лгут родителям. К четырем годам практически каждый ребенок говорит неправду, потому что не осознает полностью разницу между плохим и хорошим.

До поры до времени дети не врут вообще. Но не потому, что у них есть врожденное чувство правды. Это связано с тем, что ребенок слишком мало знает и очень плохо выражает свои мысли, чтобы врать. Ложь требует больших умственных усилий.

Сейчас вы читаете новость «Не настаивать и не перегибать палку - эксперт о детском нежелание учиться». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 3417
Голосование Какой должна быть стипендия в университетах?
  • 830 грн, как сейчас
  • как прожиточный минимум 1228 грн
  • студентам не нужна стипендия
  • оставить только для льготников
  • платить только отличникам
Просмотреть