За свои деньги актеры поставили оперу Дмитрия Шостаковича "Антиформалистический раек" в Полтаве. Руководство местного музыкально-драматического театра им. Гоголя запретило ее играть. Сразу после этого сократило художественного руководителя 41-летнего Алексея Коломийцева, который подготовил эту пьесу.
— Реалистическую музыку пишут народные композиторы, а нереалистическую — антинародные композиторы, — под фортепиано поет солист Харьковской оперы Алексей Дугинов. Исполняет роль музыкального критика Йосифа Единицына. Его прототипом стал Сталин.
Актер весь покрыт серебряной краской. Одет в военную форму, из нагрудного кармана выглядывает красный платочек. На сцену его вынесли на руках и как памятник поставили перед толпой. Читает с листа приказ Сталина осудить музыку композитора Дмитрия Шостаковича и искать врагов народа.
Глаз от текста не отводит. Когда тот заканчивается, начинает сначала. Толпа этого не замечает, аплодирует под фонограмму аплодисментов.
На премьеру пришло около 500 зрителей, часть стояли в проходах. На маленькой арендованной сцене Дома культуры Полтавского турбомеханического завода из декораций выставили только пять пюпитров, фортепиано, кафедру. На десятке стульев сидят актеры.
— Это плевок на коммунистическое прошлое. По режиссеру дурдом плачет. На сцене черт знает что, пьеса должна быть правильной классической, а не галлюцинацией, — комментирует действия на сцене 49-летний зритель Сергей Валиский и выходит из зала.
Актеры бегают по сцене, двигаются механически, как куклы. Энкаведисты хватают их за руки, выкрикивают "Смотрите здесь, смотрите там, пускай трепещет по ночам. Смотри туда, смотри сюда и выкорчевывай врага". Каждому пойманному спецслужбисты набрасывают на шею петлю. Потом — друг другу.
— Не пьеса, а сплошная метафора на нашу действительность, — говорит 21-летний Максим Добрый. На представление приехал из Киева. — Практически без слов, но актеры эмоциями передали все. Последняя сцена просто отпад. Показывает, что времена меняются, но вместо одного вождя приходит его потомок и, в конечном итоге, все остается по-старому.
— Ага, люди остаються марионетками в руках власти, — соглашается девушка с длинным красным маникюром. — Шикарная сложная опера, не похожа на "За двумя зайцами", где можно просто поржать. Но представление очень трудно понять даже молодежи, о стариках вообще молчу.
Пьеса длится час. После нее весь зал срывается на ноги, аплодирует 10 минут.
— Неудивительно, что ее запретили, — разводит руками правозащитница 53-летняя Людмила Кучеренко. — Она вынуждает зрителя задуматься над общественными проблемами. А нашей власти такой человек не нужен.
Репетировали тайно больше месяца в свободное от работы время. Актеры и режиссер потратили на постановку 10 тыс. грн. За вход денег не брали. У двери поставили ящик для благотворительных взносов.
— Не думал, что оперу вообще получится поставить. Когда впервые увидел эту сцену — был в шоке. Под стенами куча мусора, наши декорации не вмещались. Чувствовал себя, как 300 спартанцев. А когда убрали все нафиг, так еще и ничего так вышло, — говорит режиссер Алексей Коломийцев. — Также актеров для игры сначала не хватало. Пришлось пригласить друзей из Харьковского театра.
Алексей Коломийцев планирует создать в Полтаве авангардный театр. Будет ставить современные экспериментальные спектакли.
Комментарии
1