Второй фестиваль вертепа состоялся в первые два дня Рождественских праздников возле львовской галереи "Музей идей", что в бывшем бернардинском монастыре. С небольшими пьесами о рождении Иисуса Христа переодетые в библейских персонажей односельчане в Украине ходили по домам еще с ХVІІ века. В советское время вертепы разгоняла милиция. Но в западноукраинских селах традиция не замерла.
— Смерть, воины, ангел, пастушки, три царя, два казака, воины, жид, цыган, — перечисляет участников вертепа из села Городиславичи Пустомитовского района Львовской области 45-летний Зеник Паранько.
Он одет в костюм воина — красную накидку и обклеенный золотой фольгой шлем.
В коллективе из Городиславичей — 35 человек. Младшему участнику — 10 лет. Когда колядовщики сходят со сцены, несколько женщин обступают мужчину в маске черта из папье-маше, чтобы сфотографироваться. Между тем "цыган" сбрасывает шляпу и ходит между людьми, просит денег. Зрители со смехом бросают копейки.
— Ходить в вертепах мы начинали еще маленькими, хотя раньше колядовать запрещено было, — добавляет брат господина Зеника 48-летний Федор Паранько, переодетый в казака. — У нас село большое — 360 дворов. За вечер можно обойти до ста домов. Это если не повезет. А если хозяева будут щедрыми и хорошо будут угощать колядовщиков, то не больше десятка, — смеется в подрисованные усы.
С обеих сторон сцены продают кутью пяти видов — по 3 грн за порцию. Столько же просят за пампушки и печеный картофель. Тарелка зупы стоит 4 грн.
— Наши пампухи разбирают лучше, чем гамбургеры в "Макдональдсе", — хвастается директор "Музея идей" Олесь Дзиндра, 50 лет, наливая посетителям зупу и раздавая пампушки.
Вот что значит бабе утром налить
Через минуту Дзиндра пьет вино с паненкой.
— Христос воскрес! — говорит, поднимая пластиковый стакан.
— Слава КПСС! — отрубает директор галереи. — Вот что значит бабе утром налить. Христос сия рождае!
За выступлением колядовщиков наблюдает поэт Игорь Калинец, 68 лет. Рассказывает, что несмотря на запреты во Львове вертепы ходили и в 1960-х.
— Мы собирали достаточно большую ватагу — до пятидесяти человек, — вспоминает он. — Переодевались, кто как мог. Я одевал старый тулуп, держал палку-козу. Ходили колядовать к знакомым. Хоть многие боялись принимать вертеп, заходили и к некоторым ректорам, профессорам, врачам. Центр обходили — можно было натолкнуться на милицейский патруль.
Калинец говорит, что последний такой вертеп состоялся в 1972 году.
— Тогда с нами ходил поэт Василий Стус. Он той зимой отдыхал в Моршине. А через несколько дней после того Рождества начались репрессии — арестовали Стуса, Черновола, мою жену Ирину. Новая волна вертепов началась в конце 1980-х.
На протяжении двух дней фестиваля рождественские представления показали 11 групп.
Комментарии