В столичном Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра 32-летний режиссер Андрей Билоус поставил "Лолиту" по скандальному роману Владимира Набокова. В главных ролях — Ольга Лукьяненко (Лолита), Дмитрий Суржиков (Гумберт).
Некоторое время после премьеры в голове вертится навязчивый мотив: "Ой не ходи, Гумберте, та й на вечорниці, бо на вечорницях дівки чарівниці…" Такой песенки там нет, но она возникает в воображении не напрасно: в этом спектакле все "девки" даже не чаровницы, а просто ведьмы. Похотливые, жестокие, агрессивные, в лучшем случае просто глупые. Такая Шарлотта (Леся Самаева), такая мисс Пратт (Ирина Мельник). Такая и Лолита, с самого начала до конца. Правда, в конце беременную Лолиту трудно узнать, но, по-видимому, ведьма в ней не пропала, а просто спряталась в другую, не похожую на себя, женщину.
Премьерный спектакль шел почти четыре часа, в течение которых бедный Гумберт мучился в лапах этих диких существ. Актеры работают с такой самоотдачей, что после представления их, кажется, нужно разносить по домам на руках, как уставших детей. Это работа на грани самоубийства, и такая самоотдача не может не вызывать уважения. Однако возникает впечатление, что истина этой постановки где-то заблудилась, пошла не той дорогой, которой могла бы пойти. Спектакль перегружен страданием и жестокостью. Тут немало эротики, но она на удивление безотрадна, будто какие-то мрачные орудия пыток. Она очень непохожа на ту поэтическую эротику, которая есть в "Опасных связях", предыдущем спектакле этого режиссера.
Спектакль перегружен страданием и жестокостью
В конечном итоге, именно поэзии самообмана здесь не хватает. Ведь любовь — это болезнь, спровоцированная очарованием. Это смертельное чудо. Но между стареющим Гумбертом и 13-летней Лолитой почти нет чуда и очарования. То есть оно будто есть, но кажется, что Гумберт заболел раньше, чем очаровался. Потому в спектакле с самого начала так много страдания — буквального, почти физического. Глядя на это, нетрудно представить себе, что можно поставить спектакль не о любовной, а о какой-то другой, не менее тяжкой болезни. Например, о жестоком геморрое или коварном аппендиците.
Лишь один персонаж здесь поднимается над телесной буквальностью. Это мистер Куилти. Николай Боклан делает эту роль вполне карнавальной. Ему стреляют в ногу, а он не падает, а наоборот — летит в небо!
Спектакль сделан сильно и серьезно. С другой стороны, пожалуй, такую вот жестоко категоричную "Лолиту" мог поставить только молодой режиссер — поскольку в молодости почему-то кажется, что женщины обязательно должны быть умнее и добрее, чем они есть.
Комментарии
1