Ексклюзивы
четверг, 03 декабря 2020 05:51

Украинских эмигрантов в Северной Америке называли "юкиз"

Украинских эмигрантов в Северной Америке называли "юкиз"
Український фолкгурт "Юкіз" виступає в Дубліні, Ірландія. Крім художника й письменника Івана Семесюка в "Юкіз" на гітарі грає телеведучий Богдан Буткевич, на скрипці — композитор Дмитро Данов. Фото: Facebook

- Россиянам по зловредности до англичан далеко. Тут нам повезло, - говорит лидер фолк-группы "Юкиз" Иван Семесюк, 41 год. Соединяют тексты украинских народных песен с музыкальной традицией Ирландии, Англии, Шотландии, США и Канады.

- Ездили в Ирландию выступать. Говорили с местными и нашими эмигрантами. Москву и Лондон не сравнить. Англичане - первые успешные европейские колонисты. Под корень уничтожали идентичность завоеванных народов. Не так, как москали, которые преимущественно покупают местную элиту.

Кроме художника и писателя Ивана Семесюка в "Юкиз" на гитаре играет телеведущий Богдан Буткевич, на скрипке - композитор Дмитрий Данов.

- "Юкиз" называли украинских эмигрантов в Северной Америке в начале ХХ века, - рассказывает 35-летний Дмитрий Данов.

- Все крутится вокруг идеи - а если бы история имела другой путь. И наша культура пошла на экспорт так же удачно, как ирландская. Если послушать записи этнографов конца XIX века, то кельтская народная музыка мало чем отличается от нормативного английского или немецкого фолка. Но в 1960-х ирландцы придумали свой новый шарм. Эта фэнтезийная музыка стала настоящим туристическим брендом.

Я считал бы кульминацией развития "Юкиз", если бы нам когда-то удалось сделать то же для Украины.

Самые восточные кельтские поселения археологи находили на Закарпатье. В конце концертов чаще исполняем "Ой при лужку". Это некий замес с ирландской народной песни "Добро пожаловать домой" и гуцульской свадебной мелодии. Текст, кажется, из Слобожанщины происходит.

В Ирландии есть много щемящих и трогательных слоев песенной культуры. Но оттенки грусти отличаются от нашей. У них очень светлая печаль.

-Как-то сказали, что в первый альбом взяли украинские народные песни, приличных исполнений которых уже не найти.

- Мы "Туман яром" американизировали. Раскрыли потенциал песни так, как слушатель представить себе не мог. И многим она заходит без лишних вопросов. В отличие от, скажем, наших сложных экспериментов с "Несе Галя воду".

Иван Семесюк говорил, что когда слышит "Ой на горі та женці жнуть", представляет черных работников где-то на хлопковых плантациях Алабамы.

В "Червоній калині"" у вас явный ренесансный намек.

- Музыке позднего средневековья будет посвящен один из следующих альбомов.

Хочется того, что уже делает Тарас Компаниченко и его "Хорея казацкая". То есть подчеркнуть, что украинская культура прежде всего городская, аристократическая. Конечно, как и любой народ имеет аграрную прослойку.

Советская власть даже времен украинизации 1920-х все же пыталась доказать, что украинская культура - сельская.

"Хорея казацкая" делает большое именно музейное дело. Пытаются воссоздать, как оно было. И это суперважная вещь. Мы не берем на себя таких обязательств. Хотим видеть живую музыку.

И это фундамент нашего чуть тлеющего противостояния с одним из моих любимых учителей - Михаилом Хаем. Он знаковый человек для украинской музыки. Лирник, кобзарь. Во время оранжевой революции пытался быть настоящим кобзарем - стоял в подземном переходе на Майдане. Играл думы, вплетая туда актуальную тематику. За это получал выговоры от руководства Музыкальной академии.

Михаил Иосифович - выдающийся ученый. Стоит на страже традиции, как злая собака. Не даст ничего сделать неканонического. Если в Волынскую музыку засунем бойковские барабаны - первый скажет, что так играть нельзя. Он не в восторге от нашего творчества. Особенно из-за композиции "Прохода" из первого альбома. Я ее подцепил из его экспедиционных записей, сделанных в селе Великая Глуша на границе с Беларусью.

А сами бывали в фольклорных экспедициях?

- В молодости гонял, потому что имел амбиции сделать какое-то сенсационное открытие. Расспрашивал: "Играют у вас на трембитах при покойниках?" Так в одном селе говорили: "Да Боже упаси, никогда такого не было", а во втором - "Есть такое". У гуцулов почти все частушки в минорном наклоне, в бойков - мажорные. У них разные цимбалы. У гуцулов привычные к европейской традиции. То есть там надо иметь талант и умение. У бойков все проще. Стоишь себе пьяный и играешь. Поэтому и имеют выражение "мне по барабану". А у гуцулов такого нет: "Как это, по барабану, ты еще попробуй по ним попади".

3 декабря группа "Юкиз" выступит в киевском клубе "Докер паб на Оболони".

Сейчас вы читаете новость «Украинских эмигрантов в Северной Америке называли "юкиз"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть