В пяти областях Украины и в оккупированном Крыму собирали материал для документального спектакля "Похищенная Европа" режиссера Андрея Мая, 42 года. 23 ноября постановку покажут на театральном фестивале "Выбор" в столичном театре имени Ивана Франко.
— Герои спектакля — это восток, запад, юг и север Украины, — рассказывает Май. — Они говорят цитатами реальных людей. Весной 2017-го в течение двух месяцев с драматургом Алексеем Доричевским ездили по стране. Побывали в Херсоне, Виннице, Львове, Ужгороде, Северодонецке на Луганщине. Брали интервью у местных жителей, мэров городов, глав областных администраций. Общались об их видении европейского будущего страны.
Иногда политики отвечали на вопросы заученными фразами. Тогда интересовались у них, кто такие рагули, почему мудаки приходят к власти. К этому они не могли подготовиться.
Многих собеседников, побывавших в Европе, поразила чистота и газоны. Поэтому сцену и зрительный зал к спектаклю выкладываем искусственной травой.
Композицию спектакля построили так, что в начале звучит преимущественно позитив. Но чем дальше, тем больше проблем выплывает на поверхность. Мне было интересно, о чем думают люди, которые должны создавать нам европейское настоящее на местах.
Спектакль начинается с истории 26-летнего парня, которого встретили в селе Соломоново на Закарпатье. Служит в пограничных войсках. Работал в Словакии, купил машину и квартиру, готовился к женитьбе. Когда приехал домой на день рождения сестры — забрали в армию. По окончании службы собирался снова уехать из страны. Мы же ставим вопрос: зачем люди это делают, почему не хотят возвращаться на родину?
В Крыму говорили только с обычными жителями, потому что их так называемую власть не признаем. Были в Симферополе, Алуште, Ялте. Когда у людей спрашивали о европейском курсе, они преимущественно хохотали. Некоторые говорили, что сделали украинский биометрический паспорт в Херсоне, поэтому может пользоваться безвизом. Один человек ответил, что чувствует себя отвергнутым от Европы на века.
Когда продавщица местного магазина узнала, что мы из Киева, спросила: "Ну что там, подыхаете?" Она была единственной собеседницей, которую удовлетворяла жизнь в Крыму. Пожаловался ей на цены. Она ответила: "У меня зарплата 35 тысяч, могу себе позволит пиво за 100 рублей".
На первом показе одна из журналисток сказала, что такая провокационная постановка не может идти в национальном театре. Мол, она не поддерживает цензуру, но во время войны нельзя так говорить о власти. Для меня то, что спектакль идет в театре Франко, является признаком демократии в стране. Потому что в России спектакли подобного содержания ставят только негосударственные театры. Например, Театр.Док, который на фестиваль "Выбор" везет спектакль-утопию "Когда мы пришли к власти".
Комментарии