Ексклюзивы
пятница, 01 августа 2014 07:00

"Старого кагэбиста легче убить, чем переделать"

 

- Януковичу уже поздно читать эту книгу. В конечном итоге, и Путину вряд ли пригодится. Старого кагэбиста легче убить, чем переделать, - говорит литературовед Александр Бойченко, 43 года.

В черновицком издательстве "Книги - ХХI" под его редакцией напечатали "Император. Шахиншах" польского репортера Ришарда Капусцинского.

- Он принадлежит к самым популярным за пределами родины польским писателям. По количеству переводов с ним конкурирует лишь Станислав Лем, - продолжает Бойченко. - В Польше очень хорошо развита репортажная литература. Можете представить, насколько хорошим должен быть автор, которого называют "императором репортажа".

Основной темой репортажей Капусцинского были страны "третьего мира". Он был свидетелем 27 государственных переворотов в Африке, Латинской Америке, Азии. Четыре раза ему выносили смертные приговоры. В 1967 году Капусцинский перенес в Африке малярийное воспаление мозга и туберкулез. После выздоровления прожил 40 лет. Умер в 2007-ом на 75-ом году жизни.

Книга имеет две части. "Шахиншах" описывает революцию в Иране 1978-го. "Император" - смену власти в Эфиопии. Это самое известное издание Капусцинского. В мире его перевели на 30 языков, по ним ставили театральные представления.

- Там изображено свержение режима императора Гайле Селасие в Эфиопии. Студенческие протесты, заговор военных, постепенное ограничение императорской власти вплоть до ареста монарха - все это исторические факты. Но как Капусцинский их излагает - он предоставляет слово реальным людям из обслуги императора. Каждый герой мог видеть лишь свой участок работы. Один имеет обязанность подкладывать под ноги хозяина подушку, чтобы император со своим маленьким ростом казался выше подчиненных. Другой должен вытирать мочу за любимой собачкой императора. Тем, кто только пришел или идет к власти, ознакомиться с "Императором" и "Шахиншахом" не помешало б. В частности, чтобы запомнить: никто не рождается тираном. Превращение в кровавого деспота происходит незаметно. И надо пристально за собой следить, чтобы не войти в историю еще одним проклятым чудовищем. И иранский шах, и эфиопский император начинали с лозунгов модернизации, реформ в экономике, медицине, образовании. Улучшение жизни уже сегодня, в крайнем случае, завтра. А заканчивали своеволием спецслужб и трупами демонстрантов.

Оба репортажа объединяет тема свержения тиранов.

-  Дикой является каждая страна, где власть не контролирует общество. Там политическая верхушка рано или поздно теряет связь с реальностью. Люди не могут восставать ежедневно. Они долго терпят, но накапливают в себе ненависть. Тем временем вся властная сволочь наглеет все больше. Но наступает момент, когда люди массово выходят на улицы. Если бы Янукович умел думать, он подумал бы: чем мое сегодняшнее паскудство хуже вчерашнего? Да ничем. Просто для каждой чаши терпения какая-то из капель становится последней. Обычно власть сначала выпускает против активистов своих отморозков - разные "Беркуты" и ОМОНы. И граждане разбегаются, потому что страшно. Но когда чаша переполняется, наша ненависть становится сильнее страха. С этого момента режим обречен. Иранский шах бросал на мирных уличных демонстрантов армию с пулеметами и бронетехникой. Люди погибали тысячами за день, но ему все равно пришлось убегать из страны и он вскоре умер на чужбине. В Эфиопии после революции стало еще хуже. От страны откололась Эритрейская автономия. А на востоке при поддержке сомалийских соседей за оружие взялись сепаратисты. Их до сих пор не удалось полностью усмирить. Параллели очевидны и очень не хотелось бы повторить эфиопский путь.

Книга стоит 65 грн, содержит 294 страницы.

 

Сейчас вы читаете новость «"Старого кагэбиста легче убить, чем переделать"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть