В столичном Музее украинского искусства показали 180 картин народной художницы с Полесья Марии Примаченко. Выставку приурочили к 100-летию со дня ее рождения.
В шесть часов вечера мужчина в сером костюме на середину зала выносит черно-белую фотокарточку художницы. Рядом ставит три вазы с цветами. Идет к небольшим застекленным витринам, где выставлены глиняные и деревянные блюда художницы. Протирает их от пыли.
— Мария попробовала глину поздно, — рассказывает. — Потом удивлялась, что не взялась за нее раньше. Расписывала блюда, керамические, деревянные изделия. Рисовала акрилом и смесью красок, которую изобрела сама.
На большом экране показывают фильм о Примаченко.
Художница Нелли Юсупова фотографирует картины цифровым фотоаппаратом. Говорит, они вдохновили ее на творчество.
— По рисункам фантастических зверей я сделала серию глиняных зверят. Они подобны тем, которых рисовала Мария. Их покажу 26 декабря в Союзе художников, — рассказывает женщина по-русски.
К Юсуповой подходит фотограф Роман Кириллов. Говорит, что по телевидению видит ее чаще, чем в жизни.
— Отчего это ты не видишь? — удивляется женщина. — Я по всем таким выставкам хожу. Это мне как отдушина.
Работница музея Елена Шестакова разглядывает картины с птицами и цветами. Говорит, это любимая ее тема.
— В 1967-м Мария Примаченко подарила мне картину. На ней нарисована розовая птица. В нашем музее хранят 650 ее картин. Я сама их собирала. Ездила к Марии в село. Сама она не любила куда-то выезжать. Раз была на своей выставке в Москве, да еще раз — в Киеве, когда ей вручали Народного художника. Я всегда видела ее за рисунком и удивлялась, как она успевала сколько создать. Ведь в селе нужно и корову выпасти и подоить, и огород посадить, и во дворе порядок навести. В последние годы она мало ходила, перенесла несколько операций на ногах, передвигалась на костылях, но продолжала рисовать.
Шестакова говорит, что Примаченко жила скромно. В ее маленькой хате протекала крыша. Радуется, что Министерство культуры выделило средства, чтобы одеть картины в новые рамки.
— Работы старенькие. Отдельные картины нарисованы синькой, этот цвет выгорел. Самые старые работы —30-х годов прошлого века. К ним подпускаем лишь реставраторов, потому что бумага сыплется. Потому работать нужно осторожно, чтобы не потерять эти шедевры.
Комментарии