Из своего старого четырехэтажного дома во Львове с каменными амурчиками над входной дверью Николай Колесса уже не выходит.
Поднимаюсь на второй этаж. Звоню. На пороге появляется женщина лет 40, в брюках.
- Вы, наверное, дочь Колессы? Или внучка?
- Секретарша, - отвечает, и проводит к Николаю Филаретовичу.
Колесса, маленький, седой, в очках, сидит в кресле на колесиках. Ноги укутаны пледом. На мое приветствие отвечает кивком.
В комнате - черный рояль. Старый дубовый стол с массой разной мелочи - ручки, карандаши, статуэтки, старомодная металлическая коробка из-под табака. Шкаф забит книгами. На дверях - концертные афиши. На стенах - портреты композиторов, как в музыкальной школе - Ревуцкий, Барвинский, Людкевич? На одной из картин - молодой парень в спортивной обуви, в поле.
- Если бы такого красавца увидела, влюбилась бы, правда? - щебечет секретарша. - Здесь Николаю Филаретовичу 25.
Секретарша подсыпает в трубку Колессы табак.
- Во Львове тогда были два музыкальных заведения - институт имени Лысенко и Польская консерватория. Музыкантам некуда было податься: в оперном давали один-два спектакля в год, а филармонии еще не было. Вот мы и мы подрабатывали частными уроками, играли на скрипке или фортепиано по ресторанам.
- Вы были знакомы с поэтом Богданом-Игорем Антоничем? Он, кажется, тоже играл на скрипке.
Колесса затянулся трубкой.
У Николая Филаретовича восемь внуков и четыре правнука
- Я задумал написать оперу о Довбуше. Но Станислав Людкевич опередил меня. Антонич тогда предложил мне написать оперу о каком-то сельском мастере – резчике по дереву, оформляющего церкви. Но вскоре Антонича не стало - кажется, из-за аппендицита. Скромный был мужчина, настоящий европеец.
Хозяин просит секретаршу подать какие-то книги. "Основи техніки диригування", автор - Г. Колесса.
Выпушенная еще в 60-х, на украинском языке. Николая Филаретовича считают основоположником львовской дирижерской школы.
- А вот, - показывает на вторую, - тоже о дирижировании, но уже на русском. Так нужна была, что сделали перевод, в 80-х.
- Учеников у вас много? - спрашиваю.
-Примерно, человек сто, - прикидывает.
- Больше! - говорит секретарша. - Их у Николая Филаретовича по всему миру. Есть даже один кубинец. И с Канады приезжали недавно, не забывают.
Она включила магнитофон, и мы прослушали хор "Думи мої думи" Колессы, потом еще одно его хоровое произведение.
- Чьи слова? - спрашиваю.
- Современная поэтесса, живет в Киеве, как же ее?- вспоминает. Выяснилось, что это Лина Костенко. - Вы же знаете, сколько мне лет? - смеется композитор.
- 6-го декабря будет сто два, - говорит секретарша.
- Современную музыку слушаете? - интересуюсь.
Композитор делает большие глаза. Уточняю - "современную академическую". Отвечает, что любит музыку Александра Козаренко, Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова.
Собираюсь уходить. Говорю, что хочу еще в оперу успеть.
- Там мой Павел будет играть, - говорит композитор.
- Павел - внук, - объясняет секретарша. - Играет на виолончели. Второй, Ярема, - дирижер симфонического оркестра. У Николая Филаретовича восемь внуков и четыре правнука. Все три дочери - музыкантши.
У выхода, в коридоре, вижу велосипед.
- Это Николая Филаретовича, - предваряет мой вопрос секретарша. - Объездил когда-то на нем все Карпаты, когда бывал в фольклорных экспедициях.
1903 - родился в городе Самборе на Львовщине
1914 - семья на три года эвакуировалась в Вену
1928 - закончил консерваторию в Праге
1931 - начал преподавать в музыкальном институте во Львове
1953-65 - ректор Львовской консерватории, дирижер симфонического оркестра Львовской филармонии
1998 - умерла жена Надежда
Комментарии