"Украина: арт-рынок или базар?" - такую тему избрали для разговора гости столичной галереи Татьяны Мироновой 2 февраля.
- В 1973-ем моя одногруппница на спор проехала голой в автобусе от Львовской площади до ул. Богдана Хмельницкого, - говорит искусствовед Алексей Роготченко, 58 лет. - Потому не Олег Кулик был первым голым человеком на улице. Он первый сделал это художественной акцией.
Московский художник 51-летний Олег Кулик приехал в Украину на день. Он родом из Киева. Сидит за круглым столом, в массивных очках, волосы коротко стрижены. В начале 1990-х о нем узнали благодаря проекту "Человек-собака", когда выходил голышом в ошейнике на улицу и прикидывался собакой.
- Как-то приходит в русскую галерею покупатель. Хозяин галереи толкает меня: "Иди к клиенту. Станцуй там что-то", - рассказывает Олег Кулик, тянется за бутербродом с красной икрой. - Выбегаю к нему. "Ну что, сколько стоит"? - разбрасывает пальцами. А ты и сам не знаешь цену. Что-то начинаешь мямлить. Называю какую-то цену. "А почему так дорого?" - пренебрежительно бросает и идет. Потом французская галеристка в такой же ситуации. Заходит клиент. "Убегай отсюда!" - "Почему?" - спрашиваю. - "Ты же художник!" А сама начинает перед покупателем выгибаться. Я сижу себе, попиваю чаек. Та шепчет клиенту, что вон сам художник. И я чувствую, как становлюсь возвышенным. Потому что не должен "тереть" о цене на свои картины, унижаться.
- У нас пару художников, которые работают по такой модели. Разве что Оксана Мась и Анатолий Криволап, - говорит галеристка Татьяна Миронова, 49 лет. - А остальные сами и продавцы. Они же очень умные. Любят выставиться в галерее за чужие деньги, потом прийти и сказать: "Знаешь, мне нужна эта работа на немного времени". Забирает ее и тихонько продает клиенту. О каких нормальных отношениях на нашем рынке можно говорить? Художнику галерист нужен тогда, когда надо вложить деньги в производство, презентацию, раскрутку. Я три года возила наших художников по американским ярмаркам. Со многими больше не работаю. Ты вкладываешь в них деньги, заботишься, чтобы о них писали. Они начинают думать, что в действительности такие хорошие, как о них говорят. А когда писать перестают, появляются претензии, почему они не продаются
Музыкант 48-летний Олег Скрипка подливает себе чай и смотрит на часы в телефоне.
- Я сам никогда не разговариваю о деньгах. Лучше через продюсера, - говорит музыкант. - Пусть из-за этого сам меньше получу, но надо знать себе цену.
Комментарии