58-летний художник Иосиф Осташинский выставляет 11 картин со спичек в столичном Еврейском фонде культуры.
— Три года назад подарил Людмиле Кучме "Золотые ворота", — хвастается. — Принес картину в ее фонд "Украина — детям". Через год Кучма вручала мне благодарность. Узнала, говорит: "Ваша картина висит у меня на стене, ежедневно любуюсь".
Вспоминает, что в днепропетровском интернате его картинами заинтересовался 18-летний Михаил Климов.
— Потом сам начал делать. Теперь называет меня крестным отцом.
У Осташинского было пятьдесят выставок.
— На выставку в Украинский дом приехали министр образования Василий Кремень с Кучмой. Леонид Даниилович спрашивает: "Можно ли это руками подержать? Я такого чуда еще не видел". А Кремень: "Они из американских спичек". Кучма возмутился: "Что, у нас спичек нет? А фабрика в Ровно?". Но наши спички тонкие, — объясняет художник. — Я их леплю сзади картины. Американские — большие, гладкие. Мне их шурин привозит из Америки. Я ему за это подарил картину "Ласточкино гнездо". А в парламентской библиотеке, — продолжает, — аргентинский владыка Андрей Ступиляк презентовал свою книгу. Директор попросил меня украсить зал. Восьмидесятилетнего владыку подвели к картинам. Он все потрогал, потому что плохо видит. А после презентации на фуршете трижды тост поднимал за мои руки, способности и здоровье, — стесняется. — Мне неудобно было.
Когда начали делать картины?
— В 34 года. На чашке головками от спичек выложил надпись "Пей до дна".
Говорит, что картины создает в своей трехкомнатной квартире.
— Одну комнату выделил под мастерскую. На секретере все раскладываю, включаю музыку, лампу, — поправляет большие очки. — К каждой работе подбираю фон. На него ставлю каркас, а сверху наклеиваю спички. Это очень мелкая работа. Поэтому пользуюсь пинцетами, ножиком для заточивания. Резинкой из женского белья украсил бани церкви, — показывает кремовый шнурок на картине "Центральная синагога". — У жены взял, — прячет глаза. — Много идет тесьмы. Внучке на Новый год нужно было платье шить. Дочь просила тесьму у жены. А та объяснила, что вся тесьма давно уже у отца.
Из палочек для чистки ушей и зубочисток делаю колонны к домам. На окна ставлю сетки, которыми летом закладывают окна от комаров. А сзади цепляю цветную фольгу, — показывает пальцем на окно одной из картин. — Когда в помещении хорошее освещение, окна светятся.
Много денег идет на создание картины?
— Рамки покупаю по семьдесят гривен, за столько же печатаю фон. Еще клей и одна-две пачки спичек.
У вас есть любимая картина?
— Это "Киевская Дума 1785 года". Она стояла до 1919-го между теперешней Главной почтой на площади Независимости и Домом профсоюзов. Мне посоветовал ее сделать краевед Михаил Калиницкий. Полгода искал рисунок. А когда нашел, говорю: "Миша, ты что! Здесь сколько работы!" Создавал ее полгода, а обычно за один-два месяца справляюсь.
Помогает ли кто-то создавать картины?
— Когда подбираю фон, зову жену Аллу Дмитриевну и дочку Иру. Жена часто говорит, что плохо. А когда все сделаю, хвалит. Если что-то не получается, ночью не сплю. Переделываю по пять раз.
Род Осташинского — художники.
— Отец хорошо рисовал. Был начальником драпирующего цеха, делал драпировки в Мариинском дворце. Дядя Наум Иосифович открыл "Художественную студию Осташинского". Дочь Ира в детстве хотела рисовать, а теперь работает дизайнером в киевской газете.
Комментарии
2