Саксофонист львовской группы "Шоколад" 27-летний Михаил Балог играет в восьми джазовых коллективах. На фестивале "Джаз Без" зимой собрал собственный украинско-американско-канадский проект "Михаил Балог секстет". Во время Евро-2012 "Шоколад" выступал во Львове и польском Вроцлаве.
Джазмены часто играют в нескольких группах одновременно. Возникают конфликты с музыкантами основных коллективов?
— Выступать в нескольких группах для джазового музыканта нормально. Когда работаешь постоянно с одними людьми, варишься в собственном соку. А играешь с другими — возвращаешься с интересными идеями. Рассказывал американскому трубачу Нейтану, что в Украине государство джаз не поддерживает. Он только таращил глаза и спрашивал, как мы здесь творим джаз без поддержки. В Европе и США нормально, когда человек живет на стипендию. Тогда его больше ничего, кроме музыки, не волнует. Можно стипендию получить и на запись альбома. Для нас такое нереально. Позитив в том, что такая жизнь закаляет. У кого нет стержня — отпадают, идут играть на корпоративах. Остаются лишь целеустремленные, которые хотят жить только джазом и зарабатывать им.
Легко приспособить нашу народную музыку под джазовые мотивы?
— Любая народная музыка легко поддается джазовой обработке. Ведь джаз — это и есть африканский фольклор. Когда вы слушаете гуцула из Карпат или троистых музыкантов — это и есть джаз.
Где вашу музыку воспринимают лучше — в Украине или за рубежом?
— В Восточной и Центральной Украине у людей странный стереотип. Если ты поешь джаз, на украинском, да еще и народные композиции — это или национализм, или какой-то бред. Зато в Европе это изюминка, новое для слушателя. Пытались в Одессе провести несколько выступлений, но нам не удалось. Владельцы клубов с подозрением относятся к украинским текстам. Такая же ситуация и в Киеве. Хотя, когда Ришар Бона из Камеруна поет по-африкански, все им восхищаются.
Комментарии