На входе в Успенский собор Киево-Печерской лавры висит табличка "Закрыто", стоит охранник Сергей Брегуш, 58 лет.
— Храм открыли в 2000 году. Тогда его освятили, а расписывать начали в прошлом году. Недавно приезжали реставраторы из Львовщины. Сейчас в соборе работают киевские художники, — объясняет он.
Иконостас накрыли белым полотном. Мраморный пол с мозаикой застелен клеенкой. Стены в рихтовании. С него спускается Владимир Прядко, 66 лет. Он — академик, руководит группой росписи. Руки мужчины в синей краске. За ним спускается жена Елена, она в белом платке.
Мужчина разворачивает коричневые свитки. Показывает, как из картона передавливают рисунок на стену:
— Сейчас рисуем седьмой Вселенский собор. Ежедневно поэтапно наносим то одни, то другие краски. Проходит несколько месяцев, а мы все на одном месте. Постепенно роспись набирает нужный цвет, — рассказывает художник.
— В середине XIX века фрески в соборе решили заменить на новые. Петербуржский профессор Федор Солнцев перед уничтожением успел перерисовать их. Его эскизы сохранились в Санкт-Петербурге. Несколько нашли в киевских архивах и библиотеках. Из них и делаем изображение, — объясняет Елена Прядко.
Художники предлагают подняться на рихтование.
— Не бойтесь! Не провалитесь. Держитесь двумя руками за перекладины, — объясняет мужчина и лезет вверх. — Под куполом работать тяжело: здесь воздух мало. Один парнишка неделю на работу не выходит. Ходить не может, в голове шумит.
Художник Любомир Дмитренко, 65 лет, работает с женой Татьяной и сыновьями Андреем и Николаем.
— Осталось позолотой покрыть трон Бога-Отца, нимбы, короны, трубы, — показывает на стены, там много ангелов и святых. — Но "Укрреставрация" не выделяет деньги на золото. Еще и подгоняют, потому что дорогая аренда рихтования.
— Не будем же мы синтетическим заменителем золота храм ХVІІІ века украшать, — говорит Прядко. Художники говорят, что им несколько месяцев не выдают зарплату. — Через неделю сделаю два натюрморта. Продам их и получу столько, сколько здесь за год.
Комментарии