50-летний Автандил Варсимашвили — художественный руководитель Тбилисского театра им. Грибоедова. Мы общаемся во время Булгаковского фестиваля в Киеве. Грузины должны были показывать отрывок из спектакля "Мастер и Маргарита". Но из-за взрыва газа в Днепропетровске фестиваль перенесли на два дня. Грузинские актеры не могли ждать и уехали домой. А их руководитель остался еще на несколько дней.
В 1982-х Варсимашвили пригласили поставить грузинскую комедию "Калейдоскоп" в киевском Молодом театре. Первое, что спросил юный Автандил: "Есть ли у вас актриса, способная раздеться на сцене?". Потому весь ок олотеатральны й мир ждал премьеры. В "Калейдоскопе" актриса вышла на сцену в эффектном черном, но совсем прозрачном наряде. Для Киева 1982 года — смело.
Однако спектакль закрыли из-за другого эпизода. Двое грузин охраняют стену старой крепости. Это — национальная гордость, но сторожам мало платят, и они понемногу продают стену на сувениры. Чиновник киевского горсовета после просмотра спектакля отметил: "Мы только что реставрировали Золотые ворота, а вы такое показываете! Чтобы было понятно, что мы здесь не при чем, повесьте на стене табличку — мол, охраняется государством!".
— Вам надо табличку — вы и вешайте! — ответил горячий Автандил. И "Калейдоскоп" закрыли.
На встречу с " ГПУ" режиссер пришел со стройной брюнеткой Викой, киевской моделью. Она была молчалива, но постоянно улыбалась.
— Звезда! — торжественно отрекомендовал ее Автандил. — Я ее нашел здесь!
Твое представление "Мастер и Маргарита" показывали на фестивале не. Что ты делал все эти дни в Киеве?
— У меня здесь были... воспоминания для будущего. Потому что в Киеве всегда ищу и нахожу нужную мне энергетику. Здесь мистическая аура, ею я подпитываюсь. Поэтому и люблю этот город и тянусь к нему.
Почему здесь не ставишь спектаклей?
— Потому что мало платят.
Но твой учитель режиссер Роберт Стуруа поставил недавно с Богданом Ступкой в театре имени Франко "Царя Эдипа".
— Это он сделал из-за большой симпатии к Ступке. А я с ним не дружу, вот и не ставлю. Если серьезно, у меня здесь много друзей: Виталика Малахова из Театра на Подоле, кое-кто из Молодого театра. Но у вас за постановки платят максимум восемь тысяч долларов. А в других странах я беру от 12 тысяч, и не могу эту сумму занижать.
В Тбилиси гонорары больше?
— Нет, приблизительно как в Киеве. Мы — бедные страны.
Твое знакомство с Киевом началось в 1982-ом с "Калейдоскопа"?
— Раньше, в 1979-ом. Тогда познакомился с Лешей Кужельным (руководитель Мастерской театрального искусства "Сузір"я". — " ГПУ"), с Малаховым. В 1981-ом наш Театр имени Руставели был здесь на гастролях. Я 13 лет работал в этом театре.
Теперь руководишь в Тбилиси российским театром имени Грибоедова.
— Это один из самых посещаемых в Грузии театров, ему 162 года. Я все сделал, чтобы он остался российским. Это грузинский российский театр. Туда ходят девяносто процентов грузин. Ставим Булгакова, Чехова. Спектакль по рассказу россиянина Виктора Ерофеева я назвал "Рашен блюз". Из-за него был дикий скандал в Петербурге, нас просто выдворили оттуда.
Много ставил за рубежом?
— Да, в Германии, Италии, Турции. Часто в России, особенно в Сибири. Там берегут театральные традиции, в отличие от Москвы и Питера. В Киеве я ходил по старым местам. На том месте, где когда-то стоял Молодой театр, теперь казино "Сплит". На Андреевском спуске возле Театра на Подоле в 1979-ом мы сидели с Лешей Кужельным. Он мне показывал дом напротив, где еще не было музея Булгакова. Я смотрю на Кужельного, который стал народным артистом, на Малахова, который поседел. Жизнь вроде разрушает нас, но мы остаемся теми, что и были - душа не стареет. В следующем году открывается новое помещение Театра на Подоле на Андреевском спуске. Малахов хочет, чтобы я сделал какую-нибудь постановку. Возможно, это будет "Кавказский меловой круг" по пьесе Бертольда Брехта.
Комментарии
2