"Имперский русский балет" показал в киевском Международном центре культуры и искусств "Ромео и Джульетту" композитора Сергея Прокофьева. Билеты стоили от 40 до 450 грн. Зал был полупустым. Художественный руководитель "Имперского русского балета", литовец Гедиминас Таранда, 45 лет, смотрел спектакль в зале. В антракте пошел за кулисы.
— Танец, ребята, где ваш танец? — спрашивает артистов, которые играют Ромео и Меркуцио. У Ромео — Кирилла Радева — в обоих ушах блестят сережки.
Таранда в черных джинсах и коричневой куртке. После выступления собирает танцоров на сцене.
— Молодцы, старались. Но у девушек не хватает шарма. Послезавтра на репетиции я из вас всю душу вытрясу!— говорит улыбаясь.
Приглашает в опустевший зал. Садимся в первый ряд. На сцене работники театра разбирают декорации. Гедиминас облокачивается на спинку кресла.
— Мы привезли только мягкие декорации, которые скручиваются в рулон, — рассказывает. — Взяли также шикарные в несколько метров твердые декорации, которые разъезжаются на сцене. Начальник поезда "Москва — Харьков" посмотрел на них и сказал: "Такие стены я не пущу!" Я тогда разозлился: "Слушай, мы искусство людям показывать будем, понимаешь это, балбес?" Но он все равно не пустил.
Во время спектакля на сцене висят большие полотна с изображением каменных стен, портретами Моны Лизы и Иисуса Христа. Это эскизы львовского художника Евгения Лисика.
— Декорации Большого театра мне не нравились. Я листал какой-то художественный альбом и увидел эскизы Лисика. Художник уже умер, поэтому авторские права согласовывали с его семьей.
Коммерческий директор Плисецкой заявил мне: "Я тоже хочу денег"
Говорит, что постановка "Ромео и Джульетты" обошлась в $100 тыс.
— Если бы костюмы шили в Москве, это стоило бы 300 тысяч долларов. А так их изготовили во Львове и Киеве по проектам киевской художницы Анны Ипатиевой.
Таранда тринадцать лет танцевал в Большом театре.
— Я требовал новых постановок. Объяснял танцорам, что им нужны четкие контракты. Был очень опасным для руководства театра из-за своего авторитета. Поэтому от меня просто избавились. В 1990-м организовал частное артистическое агентство "Пилигрим", — рассказывает дальше, закидывая ногу на ногу. — Оно занималось продюссироваанием и гастролями. Мы впервые организовали гастроли для солистов Большого театра в Австрии, Латинской Америке и Германии.
В 1994 году Таранда создал "Имперский русский балет". К 2004-му его почетным президентом была Майя Плисецкая, 80 лет.
— Когда закончил Московское хореографическое училище, Плисецкая послала мне приглашение. Сказала: "Гедиминас, я хочу, чтобы вы участвовали со мной в балете "Кармен". Господи, это была моя мечта — танцевать с Плисецкой! — всплескивает руками. — Я делал Плисецкий юбилейные вечера в Большом и Мариинском театрах, в Нью-Йорке. Вместе гастролировали, ее имя было на наших гастрольных афишах.
Говорит, дружил с Плисецкой больше 24 лет.
— Мы выпускали конфеты и кремы для тела под маркой "Майя Плисецкая". Майя Михайловна подписала специальное разрешение на это. На выручку делали декорации и костюмы к балету "Лебединое озеро". А затем коммерческий директор Плисецкой Николай Анохин заявил мне: "Я тоже хочу денег". Я объяснил, что наличных у нас нет, все деньги пошли на спектакль. Он предупредил: "Не хотите по-хорошему, будет по-плохому". Сказал Плисецкой и ее мужу Родиону Щедрину, что я все деньги забираю себе. Майя Михайловна ему поверила, она очень вспыльчивый человек. И подала в суд. Все суды она проиграла, обиделась. Теперь мы не общаемся, в последний раз виделись где-то год назад.
Рассказывает, что по Украине когда-то гастролировал двойник "Имперского русского балета".
— Николай Анохин пошел в народный балет "Возрождение". Сказал: "Вас никто не покупает, а под именем "Имперский русский балет" будут покупать. Так балет "Возрождение" начал выступать под нашим именем в Украине и Израиле. Но мы недавно отправили в украинскую налоговую письма. В нем знак "Имперского русского балета" зарегистрирован за Гедиминасом Тарандой.
В "Ромео и Джульетте" партию отца Капулетти танцует младший брат Гедиминаса — 40-летний Витаутас Таранда.
— Он — моя правая рука, — говорит Гедиминас.
Жена Гедиминаса, 23-летняя Анастасия, тоже танцует в "Имперском". В этот раз она осталась в Москве присматривать за двухлетней дочкой Дейманте. Ее имя в переводе с литовского означает "жемчужина".
— Моя дочь — очень театральный ребенок, — говорит гордо Таранда. — Смотрит балет, не отрываясь. Брал ее на гастроли в Финляндию. Но не хочу, чтобы Дейманте стала балериной, — сознается на прощание. — Это невероятно тяжело.
Комментарии