- Многие не готовы ко второму этапу медицинской реформы 1 апреля, - говорит президент 42-летний Владимир Зеленский на внеочередном заседании Верховной Рады 4 марта. - Почти каждый день у нас протесты в медучреждениях. Люди боятся закрытия больниц, врачи - увольнений. Местные власти иногда не готова брать полномочия - недостаточно финансирования. Есть большие вопросы о тарифах и медицинское оборудование. А также по кадрам. Куда мы спешим?
Премьер-министр 44-летний Денис Шмыгаль на следующий день заверил, что новое правительство не планирует сворачивать медицинскую реформу.
- Мы прошли большой путь. Когда почти переплыли реку, не стоит разворачиваться и грести назад.
- Я обязан сделать так, чтобы пациент и медик не возражали против реформы. Если хоть один из них будет против, ничего не получится, - говорит министр здравоохранения Илья Емец, 64 года. - Моя задача - сделать эволюцию в реформе. Главное - это специализированная медицинская помощь. Должны решить первое - страховая медицина.
С 1 апреля украинцы должны получать гарантированный пакет бесплатных услуг без привязки к месту жительства. В программу медицинских гарантий вошли первичная, экстренная, амбулаторная вторичная, то есть специализированная медицинская помощь. И третичная - высокоспециализированная, включая реабилитацию и стоматологическую помощь. На реализацию в госбюджете заложили 72 млрд грн.
Весь оборот услуг и медицинские направления и больничные будут в электронной системе. Медучреждения с государственных дотационных превратятся в предприятия, которые будут конкурировать между собой за пациентов и предоставлять дополнительные платные услуги. Деньги от государства на бесплатные услуги будут в Национальной службе здоровья Украины. С ней будут заключать контракты в соответствии с оборудованием и возможностями медучреждения и потребностями пациентов. 97% заведений в регионах уже реорганизованы в коммунальные предприятия, а 90% больниц подали заявки на договоры с Нацслужбой здоровья, заявляют в Минздраве.
- Второй этап медреформы готовятся отложить минимум на квартал, по информации сотрудников Минздрава, - говорит 27-летний Станислав Грещишин, бывший руководитель патронатной службы исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун.
- Противники изменений запугивают граждан, что буду закрывать заведения и все перестанет работать. Много пробелов в работе Минздрава с управленцами в регионах. Врачи черпают информацию не из официальных источников, а от своих руководителей и коллег, которые боятся потерять деньги и не хотят подстраиваться под новые правила.
Самое сложное - готовность учреждений к изменениям. Люди ожидают, что с 1 апреля все сразу станет прекрасно. Так не бывает. Нужно время для перепрофилирования работы больниц и начала предоставления качественных услуг. Многое будет зависеть от готовности местной власти (должна совершенствовать больницы: покупать оборудование, делать ремонт или решать вопрос - закрыть или перепрофилировать заведение. А Нацслужба здоровья будет заказывать услуги и платить за них. - ГПУ).
Если реформа свернется, пациенты по-прежнему будут платить в карман. В Украине могут попробовать русскую модель. От внедрения "страховой медицины" для граждан там по сути ничего не изменилось. А деньги из бюджета просто пошли частным страховым компаниям.
- Два года тому назад ввели первый этап реформы. Теперь семейные врачи получают в среднем 16 тысяч гривен зарплаты. Более 30 миллионов украинцев подписали контракт и ждут продолжения реформы, - говорит председатель благотворительной пациентской организации "100% жизни" Дмитрий Шерембей, 43 года.
- Украинцы несут в больницы все сбережения ради излечения родных. После реформы поймут, за что конкретно платят, какие услуги гарантированно получат бесплатно и от чего зависит зарплата врача. Реформа предусматривает тотальную открытость. Ей препятствует коррумпированная система. На "черном" обороте услуг зарабатывают миллиарды в год. По этой причине мотивируют президента и правительство под любым предлогом остановить реформу. Тогда смертность в Украине по-прежнему будет 1,6 тысячи человек в сутки - от отсутствия услуг и новых технологий в старой системе.
- Смена правительства означает, что проект "новые лица" сворачивается. Вместо реформаторов на самокатах приходят "крепкие хозяйственники" времен Кучмы и Януковича, - говорит ученый, ветеран АТО Евгений Дикий, 46 лет. - Медреформа Ульяны Супрун - единственная действительно успешная за все годы после Майдана. Ее остановку можно считать знаком, что обнулят все положительные изменения.
Комментарии