— Поспешность принятия закона о выборах — за несколько дней до начала кампании — привела к тому, что субъекты выборов не успели выстроить стратегию. В партийных ячейках многих непарламентских партий до сих пор царит растерянность.
Избиратели не имеют достаточного доступа к информации. При смешанной системе выборов сохраняются закрытые партийные списки. Предыдущая редакция закона о выборах требовала обнародования фамилий первой пятерки кандидатов. Сейчас этого требования нет. В большинстве регионов информация о кандидатах, которые баллотируются по спискам, отсутствует.
Сведения о выдвижении кандидатов от партий в мажоритарных округах так же ограничены. Что будущие кандидаты или мэры собираются делать на округе или в городе, законодательство обнародовать тоже не требует. Ведь предвыборных программ у выдвиженцев нет, поскольку партии — это всеукраинские объединения, а областная или районная организации не могут иметь программы в принципе. Мажоритарники могут объяснять людям, что планируют делать. Но на практике преимущество в агитации получают кандидаты от раскрученных партий. Недостаток информации вызывает предвыборную апатию людей.
Легкое снятие кандидатов с регистрации во многих местах стало массовым явлением. По большей части снимают претендентов от оппозиционных сил — избирательно, прицельно, с формальным подходом, с любой зацепкой. В комиссиях преобладают представители провластных политических сил, которые ревностно исполняют указания власти.
Нет уточненного реестра избирателей, потому что в этом году эта процедура не состоялась. Срок сверки избирательных списков совпал с собственно избирательной кампанией в местные советы, которую перенесли с мая. Данные реестра избирателей не соответствуют реальному положению дел, в списках опять будут случаться погрешности. Это несет угрозу фальсификаций.
То, что выборы проводят одновременно во все органы местной власти, позволяет запутать невнимательных избирателей. Поэтому во время голосования кому-то могут недодать бюллетеней, а где-то просто дезориентируют, за кого бросать бюллетень.
Уровень коррумпированности общества не изменился после реформы способа голосования. Смешанная система выборов такая же коррупционная, как и мажоритарная или пропорциональная по отдельности. Если в государстве господствуют коррупционные отношения, то они будут и в избирательном процессе и партийной жизни. Кандидат в одномандатном округе работает со своими или общественными деньгами. Что-то делает в округе, покупая благосклонность избирателей. А при пропорциональной системе кандидаты покупают места в партийных списках.
К тому же закон о выборах предусматривает возможность подкупа избирателей. Если раньше подарки избирателям не были разрешены, то теперь их можно делать на сумму до 45 гривен. А это не всегда партийная газета или шариковая ручка. Также в законе есть норма, которая позволяет руководителю предприятия использовать производственные ресурсы в избирательной кампании. В рабочий день он может привлекать своих работников к агитации, использовать технику, материалы и тому подобное. Этот откат к недемократическим процедурам создает преимущество для кандидатов, которые владеют административным, финансовым или медийным влиянием.
Формирование органов местного самоуправления на партийной основе противоречит принципу самоуправления. Оно должно быть департизовано и служить обществу. Законодатель продолжает продвигать партийные интересы в местные органы. Даже районная парторганизация может выдвигать кандидатов в низшие советы. Внутри партийной матрешки заложено неравенство общин.
После выборов мы не будем знать политические симпатии людей
Теперешняя избирательная кампания
характеризуется полной дискредитацией института выборов, отказом от принципов
местного самоуправления, — отмечает руководитель социологической службы
"Украинский барометр" Виктор Небоженко, 57 лет. — Центральная власть
через админресурс навязывает общинам своих кандидатов, что приведет к деформации
волеизъявления избирателей. Показателем политических настроений населения
являются не президентские, а местные выборы. В Украине же после этих выборов мы
не будем знать ценностных ориентаций и политических симпатий граждан.
"Регионы" рьяно пытаются соединить партию с государственным аппаратом. Эта попытка срастить вертикаль власти, силовиков и Администрацию президента с захватом местной власти обречена на провал — это уже было в советское время. "Регионалы" не дадут денег местным советам, и те через пару месяцев начнут критиковать центр. Депутаты будут ходить с партийными значками и при этом ненавидеть партию. События 1991 года или Майдана будут казаться нам детскими забавками.
Комментарии