Ексклюзивы
пятница, 22 октября 2010 00:46

"Закон предусматривает возможность подкупа избирателей"

Автор: фото с сайта www.perec.in.ua
 
О ходе избирательной кампании в местные советы рассказывает руководитель политических программ Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончук, 42 года.

— Поспешность принятия закона о выборах — за несколько дней до начала кампании — привела к тому, что субъекты выборов не успели выстроить стратегию. В партийных ячейках многих непарламентских партий до сих пор царит растерянность.

Избиратели не имеют достаточного доступа к информации. При смешанной системе выборов сохраняются закрытые партийные списки. Предыдущая редакция закона о выборах требовала обнародования фамилий первой пятерки кандидатов. Сейчас этого требования нет. В большинстве регионов информация о кандидатах, которые баллотируются по спискам, отсутствует.

Сведения о выдвижении кандидатов от партий в мажоритарных округах так же ограничены. Что будущие кандидаты или мэры собираются делать на округе или в городе, законодательство обнародовать тоже не требует. Ведь предвыборных программ у выдвиженцев нет, поскольку партии — это всеукраинские объединения, а областная или районная организации не могут иметь программы в принципе. Мажоритарники могут объяснять людям, что планируют делать. Но на практике преимущество в агитации получают кандидаты от раскрученных партий. Недостаток информации вызывает предвыборную апатию людей.

Легкое снятие кандидатов с регистрации во многих местах стало массовым явлением. По большей части снимают претендентов от оппозиционных сил — избирательно, прицельно, с формальным подходом, с любой зацепкой. В комиссиях преобладают представители провластных политических сил, которые ревностно исполняют указания власти.

Нет уточненного реестра избирателей, потому что в этом году эта процедура не состоялась. Срок сверки избирательных списков совпал с собственно избирательной кампанией в местные советы, которую перенесли с мая. Данные реестра избирателей не соответствуют реальному положению дел, в списках опять будут случаться погрешности. Это несет угрозу фальсификаций.

То, что выборы проводят одновременно во все органы местной власти, позволяет запутать невнимательных избирателей. Поэтому во время голосования кому-то могут недодать бюллетеней, а где-то просто дезориентируют, за кого бросать бюллетень.

Уровень коррумпированности общества не изменился после реформы способа голосования. Смешанная система выборов такая же коррупционная, как и мажоритарная или пропорциональная по отдельности. Если в государстве господствуют коррупционные отношения, то они будут и в избирательном процессе и партийной жизни. Кандидат в одномандатном округе работает со своими или общественными деньгами. Что-то делает в округе, покупая благосклонность избирателей. А при пропорциональной системе кандидаты покупают места в партийных списках.

К тому же закон о выборах предусматривает возможность подкупа избирателей. Если раньше подарки избирателям не были разрешены, то теперь их можно делать на сумму до 45 гривен. А это не всегда партийная газета или шариковая ручка. Также в законе есть норма, которая позволяет руководителю предприятия использовать производственные ресурсы в избирательной кампании. В рабочий день он может привлекать своих работников к агитации, использовать технику, материалы и тому подобное. Этот откат к недемократическим процедурам создает преимущество для кандидатов, которые владеют административным, финансовым или медийным влиянием.

Формирование органов местного самоуправления на партийной основе противоречит принципу самоуправления. Оно должно быть департизовано и служить обществу. Законодатель продолжает продвигать партийные интересы в местные органы. Даже районная парторганизация может выдвигать кандидатов в низшие советы. Внутри партийной матрешки заложено неравенство общин.


После выборов мы не будем знать политические симпатии людей


Теперешняя избирательная кампания характеризуется полной дискредитацией института выборов, отказом от принципов местного самоуправления, — отмечает руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко, 57 лет. — Центральная власть через админресурс навязывает общинам своих кандидатов, что приведет к деформации волеизъявления избирателей. Показателем политических настроений населения являются не президентские, а местные выборы. В Украине же после этих выборов мы не будем знать ценностных ориентаций и политических симпатий граждан.

"Регионы" рьяно пытаются соединить партию с государственным аппаратом. Эта попытка срастить вертикаль власти, силовиков и Администрацию президента с захватом местной власти обречена на провал — это уже было в советское время. "Регионалы" не дадут денег местным советам, и те через пару месяцев начнут критиковать центр. Депутаты будут ходить с партийными значками и при этом ненавидеть партию. События 1991 года или Майдана будут казаться нам детскими забавками.

Сейчас вы читаете новость «"Закон предусматривает возможность подкупа избирателей"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть