Взрыв в минском метро 11 апреля генеральная прокуратура Беларуси квалифицировала как теракт.
— Сегодня утром (12 апреля. — "ГПУ") в редакции независимой газеты "Наша Нива" работники КГБ провели обыск, — рассказывает из Минска по телефону заместитель главы правозащитного центра "Вясна" Валентин Стефанович, 38 лет. — Изъяли отснятое с места теракта видео. Эти действия немного странные, ведь газета зарегистрирована официально, а журналист действовал на законных основаниях.
Есть информация, что несколько лиц задержали как подозреваемых, их фамилии не разглашают. Следствие работает по разным категориям граждан — как после событий 3 июля 2008-го. Тогда взрыв произошел возле стелы Победы во время концерта ко дню независимости. Тех, кто раньше был осужден за хранение боеприпасов или взрывчатых веществ, активистов молодежных экологических и анархистских движений вызывают на допросы. Представителей политических и правозащитных организаций пока что не дергают. Но президент Александр Лукашенко заявил, что взрыв выгоден тем, "кому не нравится стабильность в Беларуси". Поэтому ситуация может измениться.
Власть связывает этот теракт с событиями 3 июля, потому что взрывы похожи. Тогда никто не погиб, но было немало пострадавших. Задержали сотни людей — и оппозиционеров, и простых граждан, которые были саперами или химиками. Отпечатки пальцев сняли у всех военнообязанных — половины населения страны. Для этого приняли изменения к закону о дактилоскопии. Милиционеры ходили по квартирам и "откатывали" пальцы. Но результата нет. Дело квалифицировали как злостное хулиганство, однако никому до сих пор не выдвинули обвинений.
Сейчас дело возбудили по статье "террористический акт". Взрыв намного мощнее, частично разрушена конструкция, большая воронка в бетонной стене. Устройство было начинено болтами и металлическими шариками.
Есть опасение, что власть использует это событие против оппозиции. После столкновения демонстрантов с милицией возле Центризбиркома 19 декабря 2010 года у нас ситуация тяжелая. Те события квалифицировали как массовые беспорядки, а это тяжкое преступление, за которое могут наказать заключением до 15 лет. Несколько недель назад дела десятерых обвиняемых переквалифицировали на другую статью — групповые действия, которые нарушают общественный порядок. Два бывших кандидата в президенты до сих пор сидят в СИЗО КГБ. Их будут судить как организаторов беспорядков. Хотя раньше власть заявляла, что это попытка свержения конституционного строя.
Теперь тоже могут начать аресты, будут закрывать независимые издания. В непредубежденность следствия я не верю. Во время выборов 2006 года КГБ пугал взрывами на избирательных участках, показывал наркомана, который якобы проходил выучку в лагерях и должен был бросить дохлую крысу в водопроводную сеть. Это насмешило все общество. Поэтому сейчас могут просто "назначить" виновников из числа оппозиции.
Люди шокированы и напуганы. Утром по Минску пошли слухи, что взорвался рейсовый автобус возле Московского автовокзала. Выяснилось, двигатель загорелся, потому что перегрелся.
У нас нет оснований для терроризма. Нет сепаратистских движений, нерешенных национальных или религиозных проблем. Есть лишь раздражающий факт, что один человек руководит страной 17-й год. Исходя из этого, власть и оппозиция будут обвинять в теракте друг друга.
Комментарии