День Победы опять напоминает о нерешенной проблеме — примирении между ветеранами войны и вояками Украинской повстанческой армии. Возможно ли сделать это и как?
Ирина Бекешкина, 56 лет, научный руководитель фонда "Демократические
инициативы":
— И те, и другие определенное время воевали против фашизма. А после у каждого была своя правда: у одних — независимая Украина, у других — Советский Союз. Но вряд ли они поймут, что есть больше ценность, чем прошлое — современная Отчизна, будущее потомков. Наверное, их смогут примирить только дети. Власть они не послушают.
Тарас Черновол, 44 года, народный депутат:
— Единственный способ — перестать их примирять. Тем более, что настоящих ветеранов с обеих сторон осталось мало. До 2004 года между ними не было серьезных конфликтов. Существовало даже несколько небольших ветеранских организаций, объединявших и одних, и других. В 1990 году одну из таких ячеек возглавил Игорь Юхновский. Противостояние возникло, когда Виктор Ющенко захотел 9 мая 2005 года всех помирить и вывести на парад. С тех пор покоя нет.
Владимир Голобородько, 68 лет, писатель:
— Воины УПА готовы примириться, потому что они борцы за свободу, независимость, демократию. А ветераны Красной армии в основном сталинисты, воевавшие за тоталитарный режим. Поэтому примирить их трудно. Но время работает на УПА. Потому что Украина — демократическое государство, появляется новая информация о тех событиях. Наш президент много делает в этом направлении. Со временем украинцы разных убеждений поумнеют. Дело еще и в финансах. Воякам УПА нужно дать такую же пенсию и льготы, как участникам боевых действий. Некоторые западные области это уже делают.
Татьяна Крупицкая, 25 лет, журналист:
— Моему дедушке 92 года, он воевал во Вторую мировую в рядах Красной армии. Очень лояльно относится к УПА, потому что не любит все, что связано с коммунистами и Советским Союзом. Его семью в 1930-х раскулачили. Рассказывал, что на войне солдаты для советских генералов были "пушечным мясом". Из Японии их отправляли при 30-градусному морозе в холодных вагонах. Но боюсь, что скоро примирять будет никого. Среди моих знакомых большинство рядовых фронтовиков уже умерли.
Игорь Мазур, 36 лет, председатель Киевской организации УНА-УНСО:
— Настоящие фронтовики не имеют никаких враждебных отношений с воякой УПА. Мой дед был ранен под Веной. Когда я расспрашивал его о бандеровцах, он говорил: "Это были ребята из леса, воевавшие за свою землю". Вражду подогревают бывшие энкаведисты, тыловики, политруки, неплохо жившие в те времена. Они хорошо выглядят и сегодня. К этому присоединяется и Россия, которой угождают наши дешевые политики. Нужно больше снимать документальных и художественных фильмов не только об УПА, но и о петлюровцах, сечевых стрелках, диссидентах.
Комментарии
1