Овощи и фрукты за месяц подорожали на 22%, а за год — на 72. В информационно-аналитическом агентстве "АПК-информ" также подсчитали, что так называемый "борщевой набор" из картошки, моркови, свеклы, капусты, лука и чеснока подорожал на рекордных 93%. Глава Комитета экономистов 37-летний Андрей Новак объясняет такие скачки цен нехваткой предложения отечественных товаров на рынке.
— Единственное, что сделала Украина за годы независимости, — перешла к рыночной экономике, — говорит Новак. — А на рынке цена формируется лишь по двум критериям — спрос и предложение на товар. Высокие цены у нас из-за того, что отечественное предложение низкое. На всех рынках, кроме разве что продовольственного, господствует неукраинский производитель. А некоторые продукты, которых когда-то было в избытке, теперь приходится импортировать.
Чем сбалансировать низкое предложение и стабильно высокий потребительский спрос?
— Инструмент для этого один — высокая цена. Ни производитель, ни торговец не будут пренебрегать такой благоприятной ситуацией. Они поднимают цену, чтобы получить максимальные прибыли — это закон рыночной экономики.
На какие группы товаров наибольшие скачки цен?
— В основном на продукты питания, потому что без них человек обойтись не может. Этим хорошо пользуются производители или торговцы. Чтобы повысить спрос, им достаточно запустить слух о нехватке какого-то товара. Начинается ажиотаж, люди сметают продуктов больше, чем нужно, иногда на несколько лет наперед. Классический пример мы видели на рынке лекарств: во время гриппа люди покупали то, что им не нужно и не помогает. А затем оказалось, что эпидемии не было.
Кто больше всего зарабатывает: производитель, посредник, поставщик или продавец?
— В наибольшем выигрыше сейчас посредник. Производитель получит максимальную прибыль, если предложение будет большим. Потому что тогда он сам будет выходить на рынок, без посредников. Но наша проблема в том, что мы много потребляем, но мало производим.
Как украинцы могут потреблять много, если мало зарабатывают?
— По разным оценкам, в "тени" находится около 45 процентов экономики. Это не какие-то подпольные предприятия. Эта "тень" сугубо финансовая, которая отображается в зарплатах "в конвертах". Среднестатистическая зарплата касается лишь легальных заработков. Реальная же зарплата в коммерческих структурах приблизительно в два-три раза выше. В государственном секторе и сфере пенсионного обеспечения этого нет.
Чем государство может влиять на ценовую ситуацию?
— Только одним способом — обеспечить производство товаров. Если же оно за бюджетные деньги поддерживает не своего производителя, а иностранного, — это плохой сигнал.
У нас более дешевые ресурсы и рабочая сила. То есть базовые экономические преимущества благоприятны, но конечные результаты — цены на продукты и товары — сравнялись с европейскими, а кое-где и превысили их. Это потому, что в стране отсутствует экономическая политика. Даже отсталая советская экономика работала по среднесрочной стратегии — по пятилеткам. Украинские правительства работают с дальновидностью в один бюджетный год. Расписывают бюджет в интересах своих финансовых групп, и на этом все заканчивается.
Кто должен реагировать на непомерный рост цен?
— Антимонопольный комитет должен следить, чтобы на любом рынке не было сговора производителей или торговцев. Повлиять на конечную цену товара он не может. Может лишь договориться, например, с нефтетрейдерами удерживать стоимость горючего в течение месяца. Но потом цены все равно прыгнут, потому что продавцы захотят компенсировать недополученные прибыли.
Предприниматели закладывают взятки в конечную цену продукции?
— В экономике все суммы, которые относят к расходам, закладываются в цену товара. То есть взятка является одним из элементов себестоимости продукции. За все платит конечный потребитель. Высокие цены свидетельствуют об уровне взяток в обществе.
На сколько процентов взятки повышают стоимость товара?
— В ценах продуктов питания взятки составляют 10–15 процентов. Если речь идет о дефицитном товаре, например гречке, то доходит и до 20. Наивысшая коррупционная "накрутка" в контрактах, которые предусматривают возвращение налога на добавленную стоимость, — 30 процентов.
Комментарии