— Теракты произошли тогда, когда Америка шла к зениту своего могущества, — говорит о событиях 11 сентября 2001 года директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов, 56 лет. — Она была сверхдержавой, в 1990-х казалось, что мир будет таким однополярным довольно долго.
Реакцией на теракты стали две войны — в Ираке и Афганистане. Америка официально признала себя государством, которое ведет войну. С одной стороны, это распространение влияния. С другой — экономическое перенапряжение, которое ведет к тому, что политическая элита осознает невозможность продолжения такого курса. На эти войны Америка потратила больше средств, чем на участие во Второй мировой войне. Объяснить рядовым американцам рациональность этих жертв при отсутствии четких целей, например, в Афганистане, сложно.
За эти годы изменилось американское общество. Внутренней тенденцией стало усиление безопасности, поскольку спецслужбы оказались беспомощными во время терактов. Я ездил в США, теперь у них много разных условий, ограничений. Например, нельзя закрывать чемоданы в аэропорту. Такие ограничения безопасности для американцев стали атрибутами ежедневной жизни. Переписка вообще прозрачна, потому что спецслужбы имеют право проверять все посланное обычной или электронной почтой.
Американцы потеряли ощущение неприкосновенности. Привыкли к мысли, что океаны уже не защищают их от агрессии. Хотя общество полагается на службы безопасности и власть, но терроризм стал повседневным явлением.
Вашингтон может дальше продолжать активную внешнюю политику лишь при условии, что доллар останется резервной валютой всех других экономик. Если его роль будет сокращаться, то соответственно потребление и расходы Америки уменьшатся. Сейчас доллару помогает кризис евро и слабость китайской валюты. С другой стороны, американская администрация не хочет резко выходить из Афганистана, поскольку это будет заметным политическим поражением. Также США не хотят оставить в покое Ирак, потому что это позволяет контролировать нефтяные ресурсы. Администрация Обамы оставляет за собой право на военные мероприятия, но прибегнет к ним в крайнем случае. Однако стоит поставить крест на возможных военных операциях против Ирана. Бюджетных ресурсов для такой кампании нет.
Комментарии