44-летний Владимир Дубровский из Центра социально-экономических исследований CASE Украина говорит, что общая цель большинства бизнесменов в политике — обогатиться за счет других.
Как влияет на состояние экономики неспособность политиков договориться?
— Украинская экономика очень сильно зависит от политики. Все ждут, кто придет к власти и что будет делать.
Насколько отличаются экономические взгляды "Нашей Украины" и Партии регионов?
Единого экономического виденья у них нет. В случае создания коалиции им тяжело будет искать компромисс.
Бизнес, который стоит за Партией регионов, — это монолитный донецкий клан. На своей территории он полностью доминирует, никого никогда туда не допустит. Их бизнес связан по большей части с энергоемкими отраслями, потому донецкие заинтересованы в низких ценах на энергоносители. По своей бизнес-культуре этот клан имеет достаточно жесткую систему.
Бизнес, который поддерживает "Нашу Украину", — разносторонний. Там есть разные группы.
Что скажете о бизнесе других парламентских партий и блоков?
— Бизнес всех других партий по сравнению с донецким — второстепенный. Но он имеет один общий интерес: не допустить господства донецких. И вполне возможно, что тем придется менять свое поведение. Наибольшей бизнес-группой , которую иногда связывают с БЮТ, является "Приват". В целом же нынешние депутаты от БЮТ — это миллионеры, но никоим образом не миллиардеры.
А Социалистическая партия официально позиционирует себя как не связанную с бизнесом, тем более большим. Впрочем, в ее список входят его представители. Например, Андрей Деркач и Николай Рудьковский.
Вообще же все бизнесмены во власти разделяются на два лагеря. Первые борются за то, чтобы государство не вмешивалось в их бизнес. Вторые стремятся обогатиться за счет других, используя для этого государственные рычаги.
Если Юлия Тимошенко станет премьером, дадут ли ей бизнесмены из "Нашей Украины" в действительности руководить правительством?
— У лидера БЮТ нет четкой программы управления правительством. По крайней мере, я о такой не слышал. А выполнение ее предвыборных обещаний завело бы отечественную экономику в тупик.
Бизнес Партии регионов — это монолитный донецкий клан
Юлия Тимошенко — энергичный и способный политик. Но на должности премьер-министра она использовала методы, которые были отброшены еще в начале 1990-х годов. Вспомним попытки административной регуляции цен на горючее, мясо, сахар... Все видели их вредность.
Но лозунг "Остановим коррупцию!" все еще остается актуальным...
— Это по большей части ошибочный лозунг. Бороться нужно не с коррупцией, а с ее причинами. Это подтверждено мировым и отечественным опытом. У нас же борются с коррупционерами. Причина коррумпированности наших чиновников — не в низкой морали, а в нашем законодательстве. Оно делает возможным взяточничество.
Какие причины нынешнего повышения цен на газ?
— Первая — повышение мировых цен. Вторая — геополитическая стратегия России. Ведь было же открыто провозглашено: если Украина хочет получать дешевый газ, то нужно быть с Россией на векивечные.
Настоящие украинские интересы заключаются не в том, чтобы всегда получать дешевый газ. Это по большей части в интересах части бизнеса, тесно связанного с российским "Газпромом". Потому если Партия регионов хочет договариваться с Россией, то следует понимать: это не бесплатно. Придется чем-то жертвовать. Транспортной сетью, национальным суверенитетом. Настоящий интерес Украины в том, чтобы лишиться газовой зависимости.
Когда в Украину придут большие иностранные инвестиции?
— Их ждали после революции. Но инвесторов наряду с другим испугала реприватизация. Огромные инвестиции пришли разве что в банковский сектор. Покупка отечественных банков — это первая ласточка прихода существенных прямых иностранных инвестиций. Ведь наш банковский бизнес прозрачнее, чем производство или предоставление услуг. Да и банковское законодательство приближено к цивилизованному.
Комментарии