В Брюсселе проходит очередной раунд переговоров относительно соглашения о свободной торговле между Украиной и Евросоюзом. Они напоминают длительную шахматную партию — фигур на доске осталось мало, результат до сих пор спрогнозировать трудно, но финал непрестанно приближается.
В позициях сторон есть немало разногласий. Признаков их близкого компромисса не наблюдается. В то же время раунд должен был бы стать предпоследним: раньше согласились завершить переговоры до июля. Поэтому пора окончательно договариваться. Или не договариваться.
Последнему активно способствует Кремль. После уговоров присоединиться к контролируемому им Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана в ход пошли угрозы. Заявили, что в случае создания зоны свободной торговли с ЕС возникнут проблемы с экспортом в Россию украинских товаров. Весьма возможно, Москва опять пытается соблазнить украинскую власть более дешевым газом — премьер Владимир Путин едет в Киев. Истерика понятна: реальная евроинтеграция Украины означает уменьшение на нее российского влияния. Поэтому сугубо экономический вопрос зоны свободной торговли перешел в разряд геополитических.
В Украине опять говорят о выборе ее будущего. Соглашение о свободной торговле должно стать частью соглашения об ассоциации с Евросоюзом. И это открывает дверь для экономической и политической интеграции с ним. Но Кремль пытается окончательно затянуть Украину в свой "русский мир", который уверенно деградирует. Показательный факт: в прошлом году россияне заняли второе место по количеству заявлений о получении убежища в странах Евросоюза. Впереди лишь граждане загубленного войнами Афганистана. Средняя продолжительность жизни в ЕС составляет 80 лет, в России — 69. Это лишь несколько аргументов и сравнений, которые подтверждают преимущества европейской модели развития и полную бесперспективность российской модели упадка. Украинцам следует объединяться с Европой хотя бы из элементарного чувства самосохранения.
Но если исходить из логики процессов, происходящих в Украине, шансы на победу европейского вектора очень расплывчаты. Успешное завершение переговоров о соглашении о свободной торговле выглядело бы настоящим сюрпризом и полностью противоречило бы природе теперешней украинской власти. Больше года правления Виктора Януковича доказало, что все действия "хозяев Украины" продиктованы исключительно личными соображениями и никоим образом не беспокойством о национальных или общественных интересах. Пока что не понятно, почему в случае с Евросоюзом должно быть иначе. Тем более что зона свободной торговли увеличила бы конкуренцию на украинском рынке и стала бы определенной угрозой благосостоянию этих господ, которые контролируют экономику Украины.
В то же время при наличии у Януковича политической воли, государственнического мышления и умения смотреть в перспективу, завершить переговоры не было бы проблемой. Все теперешние переговорные разногласия вполне поддаются компромиссу. И даже если речь идет об уступках с украинской стороны, то тот же вопрос квот на экспорт в ЕС зерна и близко нельзя сравнить с прошлогодней сделкой "дешевый российский газ в обмен на пожизненный Черноморский флот в Крыму". По крайней мере сейчас речь идет о перспективах интеграции с цивилизованным миром, а не о собственноручном погребании себя в дебрях евразийщины. Да и если исходить из сугубо экономических рассуждений, то Евросоюз, а не Россия, является главным нашим торговым партнером. На него приходится 30% внешнего товарооборота.
В конечном итоге ЕС также должен быть гибче и более восприимчивым к украинским переговорным позициям. Теперешний демонстративный шантаж со стороны Кремля — это также вызов и его возможности победить в борьбе за Киев. И сколько бы высокие европейские чиновники публично не заявляли об отсутствии у Евросоюза геополитических интересов относительно Украины, вряд ли перспективы окончательно потерять ее могут там кого-то радовать. Даже так называемых "друзей России", которых в ЕС хватает.
Комментарии