31 января Совет Евросоюза должен определиться с действиями относительно белорусской власти. Вполне возможно, снова невъездным в ЕС станет президент Александр Лукашенко.
Формально он таким является и сейчас. Евросоюз запретил Лукашенко въезд весной 2006-го после крайне недемократических президентских выборов. Но осенью 2008-го санкции были приостановлены на год: после освобождения политзаключенных в отношениях Минска и Брюсселя началось определенное потепление. ЕС каждый год продлевал Лукашенко временное разрешение на въезд. Вместе с тем делал акцент на возможности возобновления санкций, если белорусская власть снова возьмется за грубое подавление демократии и свобод.
Это и произошло после президентских выборов в декабре 2010-го. Особенно Евросоюз возмутила неадекватная реакция Минска на демонстрации протеста: массовые аресты и избиения людей, в частности и кандидатов в президенты. В Беларуси снова появились политзаключенные.
Нынешней украинской власти следует внимательно следить за дальнейшими шагами ЕС относительно Беларуси и хорошо выучить историю внедрения санкций. Так как что-то подобное может ожидать и "донецких" и их обслугу в случае продолжения подавления оппозиции, гражданского общества и свободы слова, обеспечения себе абсолютной власти и сохранение ее любой ценой.
Особенно интересен опыт ЕС относительно наказания не только Лукашенко, но и десятков высокопоставленных белорусских чиновников. Еще в начале 2004-го запрет на въезд получили четыре руководителя силовых структур, причастных к исчезновению оппозиционных политиков. В том же году Евросоюз отреагировал на недемократические парламентские выборы и сомнительный референдум, после которого Лукашенко фактически получил возможность переизбираться президентом пожизненно. Среди других, тогда въезд был запрещен главе Центральной избирательной комиссии. В апреле 2006-го в список невъездных попали еще 30 человек, ответственных за нарушение прав человека во время президентской избирательной кампании. В октябре того же года в черный список прибавили четырех представителей прокуратуры и судей, причастных к преследованиям оппозиционных политиков и общественных деятелей. Можно ожидать, что 31 января общий список невъездных в Европу белорусских чиновников расширится до 100 человек.
Запрет на въезд и замораживание банковских счетов активистов авторитарных режимов является для Евросоюза чуть ли не единственным эффективным методом борьбы с ними.
Возможно, с Украиной ЕС попытается обращаться мягче, чем с Беларусью - вес нашей страны намного больше, да и отношения довольно развиты. Однако должны существовать пределы толерантности европейцев. В конце концов, если бы в 2004-ом после фальсифицированного второго тура выборов президентом таки сделали бы Виктора Януковича, то санкции Евросоюза гарантировано не промедлили б.
А сейчас мы быстро возвращаемся к тем же временам. Конечно, защита демократии в Украине - дело прежде всего самих украинцев. И было бы вполне нормально, чтобы помощь Евросоюза ограничивалась направленными на интеграцию с ним разнообразными программами, поддержкой гражданского общества. Тем не менее все это является пряником для граждан, а не для господствующей верхушки. Ей нужен кнут. Чрезвычайно эффективной была бы сама угроза запрета на въезд и замораживание европейских активов украинских высокопоставленных чиновников. Ведь общеизвестно, что все они имеют средства и собственность в Европе, любят ездить за покупками в Париж или Лондон, отдыхать на итальянской Сардинии или французской Ривьере. Благо, приобретенных за счет украинского общества денег на это хватает. Им есть что терять, и в этом они намного уязвимее своих белорусских аналогов.
Уже теперь очевидна роль того или другого украинского чиновника в преследовании общественных активистов и политических оппонентов, подавлении свободы слова, препятствовании мирным собраниям граждан. И хотя пока что вопрос запрета на въезд главе СБУ Хорошковскому, руководителю милиции Могилеву или другим активным архитекторам авторитаризма в практической плоскости не стоит, Евросоюзу следует подумать над алгоритмом своих действий на будущее. Ситуация ухудшается стремительно, так что проводить разъяснительную работу целесообразно начинать уже сейчас. Евросоюз должен четко дать понять определенному кругу лиц, что именно на них может ждать. Намного эффективнее предупредить катастрофу, чем потом исправлять ее последствия.
Комментарии
1