Способно ли правительство Николая Азарова, 100 дней которого уже прошли, удовлетворять все жизненные потребности украинцев? Соответствует ли им экономическая политика трех правительств образца 2003–2004 годов, конца 2007-го и середины 2010-го, причастность Николая Азарова к которым породила срок " азаровщина"?
Укрепление гривны и укрощение инфляции. В этой экономической потребности заинтересованы граждане, предприниматели, компании, ориентированные на внутренний рынок, а также торговля, весь государственный сектор экономики.
"Азаровщина", однако, довела до инфляционного прыжка — с -0,6% до 12,3% в 2003–2004-ом, к инфляции 16,6% в 2007-ом и постоянно тяготела к девальвации гривны в интересах больших экспортеров.
За пять месяцев 2010-го цены производителей выросли на 15%, а потребительские — на 4%. Это официальная статистика, реальная ситуация намного хуже. Гривна девальвировала с 7,89 до 7,93 за $1.
Сокращение дефицита бюджета и внешнего долга. Это необходимое условие стабилизации государственных финансов и возобновления сотрудничества с международными финансовыми институциями.
При Азарове дефицит сводного бюджета в 2003–2004 годах взорвался с 500 млн грн до 11 млрд, а в 2007-ом — с 3,7 млрд до 7,7 млрд. Валовой внешний долг рос симметрично: с $21,6 млрд до $30,6 млрд и с $54,5 млрд до $80 млрд соответственно.
В нынешний бюджет правительство Азарова заложило 57 млрд грн явного дефицита и не меньше 90 млрд скрытого. Внешний долг достигнет 300 млрд грн. Это больше государственного бюджета.
Децентрализация бюджетной системы и изменение бюджетных приоритетов. Это залог выживания местного самоуправления и развития перспективных сфер экономики.
"Азаровщина", напротив, предусматривает централизацию бюджетной системы. Как "автор 15 бюджетов" Николай Янович последовательно довел долю центрального бюджета в сводном финансовом плане до 80%. Об изменении приоритетов с угольно-металлургической сферы в высокотехнологичные отрасли человеком, работа которого породила еще один термин, — "бюджетный дерибан", нечего мечтать.
Налогово-бюджетная реформа. Это безотлагательная необходимость ликвидировать избыточную централизацию бюджетной системы, схемы возвращения налога на добавленную стоимость, неадекватные налоговые льготы и тенизацию экономики. Недаром Еврокомиссия оценила украинскую налоговую систему как вторую с конца — хуже только в Молдове, а бюджетную — как наихудшую в Европе. Но предложенные правительством-2010 Налоговый и Бюджетный кодексы не реформируют, а консервируют налогово-бюджетную системы в обновленном формате.
Пенсионная реформа. Это необходимый механизм оздоровления финансовой системы, который предусматривает переход с одноуровневого на хотя бы трехуровневый принцип пенсионного обеспечения: персональный, государственный и корпоративный. Это требует решительных шагов по формированию новой налогово-бюджетной системы, но правительство Азарова на них не способно.
Реформа медицины. Эта в прямом смысле жизненная необходимость нуждается в кардинальном изменении мышления и подходов. Но чиновники с законсервированным "совковым" мышлением и нежеланием что-то изменять к этому не готовы. К слову, они не пользуются услугами общедоступной отечественной медицины.
Завершение реформы образования. Внедряемая в предыдущие годы вызывала упорное сопротивление антиукраинских и коррупционных политических сил, однако приближала отечественные стандарты образования к международным. Можно ли ожидать ее продолжения и завершения от тех, кто несколько лет реформ не проводил, потом сдерживал их, а теперь поэтапно ликвидирует? Наверное, нет.
Чиновники не пользуются услугами общедоступной отечественной медицины
Банковская реформа. Эта экономическая потребность возникла в результате мирового финансового и украинского тотального экономического кризиса. Нужно изменить институционные функции Нацбанка и механизмы контроля работы банков. Но политики, финансируемые представителями большого капитала и владельцами наибольших банков, не заинтересованы в такой реформе.
Модернизация экономики. Это условие конкурентоспособности Украины. Ресурса "выезжать" на остатках советских экономических фондов уже нет.
Между тем " азаровщина" — это даже не лоббирование, а масштабное обеспечение деятельности одной сырьевой отрасли определенного региона. Во время визитов в Россию новые чиновники затрагивали лишь один экономический вопрос: квоты на украинский металл. Не о самолетах, судах, автомобилях, кранах, двигателях, оборудовании или продуктах, а о металлопрокате. Какая же здесь модернизация?
Правительства Азарова даже не ассоциируются с изменениями параметров экономической системы, без которых страна не имеет перспектив. Вместо обещанных перед выборами экономических реформ власть ведет к экономической деградации людей и государства.
Комментарии
1