В списке наихудших экономик 177 стран американского журнала "Форбс" Украина заняла четвертое место. Такая позиция, по мнению составителей рейтинга, предопределена сложными законами, плохим корпоративным управлением, слабым применением договорного права в судах и коррупцией.
— Страна неэффективно тратит ресурсы. Это основная причина нашего торможения и бед, — говорит президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой, 59 лет. — В стране хозяйствует крупный бизнес, который не соблюдает кодекс рыночных отношений. Он имеет преимущества в получении кредитов, поступлений из бюджета и Нацбанка. То есть вся экономическая структура подчинена его интересам. А государственная регуляция не направлена на балансирование производства и потребления. Из-за этого миллионы граждан не могут накапливать средства.
Монополии окружают себя лоббистами во власти, под них пишут законы. Тяжелую промышленность контролируют пять олигархов, авиаперевозки — три, рынок курятины — два, производство минеральных удобрений в одних частных руках. Имеем искусственные отраслевые монополии "Нефтегаза" или "Укртелекома", умноженные на монополии природные — трубопроводы, коммуникации, газовые и энергетические распределительные компании. То есть у нас функционируют монополии в квадрате. Это наблюдается в угольной и горнорудной промышленности, в производстве газа, электроэнергии, сахара, муки, хлеба и лекарств, в банковском секторе, на железной дороге и в авиации, в сегменте мобильной связи. В результате затраты и цены растут, качество продукции ухудшается, оборудование и машины устаревают. Образовательные услуги становятся утилитарными и отстают от изменений спроса на качественную рабочую силу. Рынок коммунальных услуг искусственно монополизирован еще с советских времен. Государственные монополии являются еще большими трутнями на теле экономики, чем частные.
Общественные финансы работают не в интересах развития всех, а на обогащение отдельных групп. Когда ценообразование опирается на затратные подходы, то это гарантирует монополистам покрытие расходов. Вот жилищно-коммунальный сектор говорит: "У нас выросли расходы". Так при чем тут потребители? Такой подход в СССР привел к развалу экономической системы. Потому что нет ответственности, экономии, технологического обновления, и тому подобного. От этого искажается потребительский спрос. У людей нет другого выхода, идут и покупают одни и те же помидоры, потому что их поставляет один оптовик и по одной цене.
Во всех рыночных странах сельское хозяйство является отраслью с наивысшей конкуренцией. Посредники, которые захватили отдельные сельские районы и области, скупили сырье за копейки, в городах устанавливают узурпаторские цены. Не менее вредны действия сетевых операторов рынка горючего. Некоторые из них охватывают десятки тысяч заправок и сами диктуют государству ставки акцизов, а автомобилистам — цены. Манипулируют тарифами операторы мобильной связи — навязывают надоедливые услуги и рекламу, бесконтрольно списывают суммы со счетов абонентов, берут с разных клиентов разную оплату за одинаковые услуги.
Все крупные предприятия со временем закрываются, потому что технологически устаревают. Чтобы экономика развивалась, нужно иметь разные производства, инициативы, формы бизнеса. Тогда реализуется больше возможностей, экономика становится мощнее, структурно обновляемой, конкурентной. Поэтому в Европе в первую очередь поддерживают малый бизнес, действуют правительственные программы льготного кредитования.
У нас есть два пути: разъединение монопольных корпораций или усиление антимонопольной регуляции. В западных странах в последние десятилетия не осталось возможностей для образования монополий путем слияния и поглощений. Если кто-то наращивает монополистический капитал, его наказывают не за концентрацию, а за злоупотребление — безосновательное повышение цен, отказ продавать ресурсы, укрывательство рецептуры. Для примера: 9 лондонских сетей супермаркетов оштрафовали на 400 миллионов фунтов за завышение цен в предрождественские дни 2008 года.
Комментарии