— Военные действия длятся три года и переросли формат антитеррористической операции, — говорит секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, 53 года.
— АТО решила много задач. Мы остановили агрессора, провели президентские, парламентские и местные выборы, освободили часть оккупированной территории. Пришло время перейти к новому формату защиты страны, — объяснил секретарь СНБО.
— Введение военного положения предусматривает особый правовой режим в стране или в отдельных регионах. Он не предоставляет автоматического права на использование ВСУ и других военных формирований. Поэтому пора определить новый формат для эффективной защиты от гибридных методов войны России. Должны не просто признать оккупированными некоторые регионы Донецкой и Луганской областей, а четко, на законодательном уровне, определить принципы государственной политики по их освобождению. Законодательно нужно предоставить президенту право применять Вооруженные силы и другие военные формирования против гибридной агрессии со стороны РФ.
В зоне противостояния нужен постоянный Оперативный штаб с широкими полномочиями. Он бы комплексно руководил ВСУ, всеми силовыми структурами, а также военно-гражданскими администрациями.
Уточненный законопроект "О восстановлении государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей" представят президенту, потом оперативно внесут в Верховную Раду, говорит Александр Турчинов.
— Российской агрессии противодействует армия. А в АТО она не может быть основным инструментом. По закону, операцией руководит СБУ. Как генерал СБУ может планировать широкомасштабные наступательные и оборонные операции с использованием артиллерии, танков, механизированных объединений? Вооруженные силы применяли без согласования с законодательством. Все — под личную ответственность. А боевые действия на Донбассе не должны быть вне закона, — говорит член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны 44-летний Дмитрий Тымчук.
— Жаль, что Турчинов не оформил это как решение СНБО. Тогда поставил бы президента перед выбором: принять его или отклонить, — говорит военный эксперт Олег Жданов, 51 год.
— Мирный план президента не предусматривал военного положения и объявления войны. Госсекретарь Соединенных Штатов Рекс Тиллерсон заявил, что Украина и Россия могут решить эти задачи другими механизмами, кроме Минска. Намекнул: решайте всеми способами, в том числе и силовыми. Поэтому президента и вызывают в Вашингтон вместе с командой депутатов (в МИД подтвердили встречу Порошенко и Трампа. — ГПУ). Запад устал от непонятного им АТО. Будут настаивать на решении конфликта переговорами или силовым путем.
А силой можем решить?
— Да. Для Украины сложилась выгодная ситуация. В СНБО предлагают Национальную гвардию поставить в первую линию. То есть рассматривают вариант спецоперации по зачистке территории. Без активных боевых действий, только мелкие перестрелки. Политики договорятся, и Россия тихо выведет свои войска. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил: нас там нет. Россия не осмелится открыто применить вооруженные силы на Донбассе.
Признаем агрессию России — будем иметь право на материальную, военно-техническую помощь и введение миротворческого контингента ООН. РФ попадет под секторные санкции. Страну изолируют.
Каким будет новый формат?
— Введут военное положение на отдельных территориях. Возможна спецоперация Национальной гвардии или военная операция Вооруженных сил.
Война длится 1160 дней
7 апреля 2014-го началась антитеррористическая операция. Тогда и.о. президента Александр Турчинов объявил о спецоперации в захваченных административных зданиях в Харькове, Донецке и Луганске.
Боевые действия начались 12 апреля 2014 года. Боевики под руководством спецслужб РФ захватили Славянск, Краматорск и Дружковку. Это 5% территории Украины. За лето-осень 2014-го освободили большие конгломерации на западе Донецкой и Луганской областей. Украина не контролирует 140 км украинско-российской границы. По данным ООН, на 13 июня на Донбассе погибли 10 090 человек, 23 966 — ранены. Из них 2 267 — украинские военные и полицейские. Почти 1,8 млн украинцев стали вынужденными переселенцами.
Комментарии