Однажды я ездил из Парижа в Брюссель и назад скоростным новейшим поездом. 300-километровое расстояние он преодолел примерно за полтора часа. Было интересно наблюдать, как остаются позади автомобили, мчащие по параллельной автомагистрали. Билет второго класса стоил 140 евро в оба конца.
Так же поездом съездил на прошлой неделе в Брюссель на саммит Евросоюза новый французский президент Франсуа Олланд. Перед посадкой на парижском Северном вокзале он еще и пообщался с людьми, попросив охрану дать согражданам такую возможность.
В Украине многим это кажется популизмом, желанием без усилий повысить рейтинг. Украинцам трудно представить в общественном транспорте не только главу государства, но и министра или руководителя какой-то облгосадминистрации. Для них спецсамолеты, геликоптеры, дорогие авто с милицейским сопровождением, перекрытие дорог — одни из важнейших атрибутов царской жизни.
Франсуа Олланду вряд ли нужно повышать свою популярность, путешествуя наравне с рядовыми людьми. Следующие президентские выборы во Франции состоятся через пять лет. В любом случае, французы будут оценивать президента в первую очередь по его конкретным делам, которые так или иначе повлияли на их жизнь. Европейские общества не купишь дешевыми популистскими трюками или продуктовыми наборами.
Близость к людям и как можно более рациональное расходование государственных средств стало крепкой тенденцией среди европейских лидеров. Немецкий канцлер Ангела Меркель живет в обычной квартире в центре Берлина, президент Финляндии Тарья Халонен летает рейсовыми самолетами, премьер Норвегии Йенс Столтенберг ездит на работу на велосипеде. Подобными поступками они подают пример другим чиновникам, и ценность этих сигналов чрезвычайна. Такое же по мощности и губительности поведение президента Украины Виктора Януковича и его дворни, которые ежедневно поощряют других грести под себя как можно больше, ни на секунду не останавливаясь, несмотря на потребности общества и экономическое затруднение.
Комментарии
2