За год Украина не решила ни одной задачи по диверсификации энергоносителей, считает директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар, 47 лет.
— Последние переговоры с поляками о достройке нефтепровода "Одесса—Броды" до Гданьска засвидетельствовали — лучшие проекты остались в прошлом, — говорит эксперт. — Если не смогли реализовать их во времена президентов Виктора Ющенко и Леха Качиньского, то сейчас — тем более. За последний год мы декларативно провозглашали преданность идее евроинтеграции, но сползли в зону эксклюзивного энергетического влияния России. Решить проблему диверсификации энергоносителей в ней не удастся. Поляки видят это и не хотят связывать себя проектом стратегического уровня, который вместо диверсификации может привести к их зависимости от непредсказуемой Украины.
Разворот нефтепровода "Одесса—Броды" в сторону Беларуси разве не достижение?
— Сейчас начинаются регулярные прокачки из Одессы в Мозырь. Если нынешнюю технологическую нефть российского "Юралса" заменятна азербайджанскую "Азери лайт", то это откроет возможность прокачки нефти по системе "Дружба" по маршруту Одесса—Броды—Ужгород и дальше на Словакию. Если это случится до конца первого полугодия, проект приобретет статус долгосрочного.
Правда ли, что "Газпром" выкупил азербайджанские газовые месторождения?
— Это большая информационная утка. В действительности "Газпром" выкупил лишь несколько миллиардов кубических метров газа месторождения Шах-Дениз. Это незначительные объемы.
Украина имеет газовые контракты с Азербайджаном?
— Сейчас об этом нет и речи, потому что как мы тот газ доставим? На сооружение собственного терминала скрапленного газа пойдет по меньшей мере пять лет. И дело не только в нашем терминале. Сейчас нет терминалов, где бы скрапливали газ. Например, в Грузии.
Премьер-министр Николай Азаров предлагает немецким компаниям разрабатывать залежи сланцевого газа в Украине. Что-то уже начали делать?
— Германия никогда не была среди лидеров разработки таких месторождений. Соответственно, в этом не заинтересован и немецкий бизнес. Предложение нашего правительства больше похожо на "что-то говорить, когда нечего сказать".
Если речь идет о добыче сланцевого газа, то нужно определить объем поисковых работ. Разведку залежей мы еще не делали. А поляки уже проверяют, отвечают ли ее запасы предварительным данным. Около 11 процентов территории разбили на лицензионные блоки и пригласили американские и другие компании для разведывательных работ. Через год-полтора будут иметь четкие данные и начнут готовить документацию для добычи. Ее поляки могут начать через пять лет. Учитывая специфику украинской бюрократии, отечественный сланцевый газ — дело далекого будущего.
Комментарии
4