Договор о пребывании базы Черноморского флота на территории Украины создал хорошую площадку для деятельности оппозиции. Это его первое внутриполитическое следствие.
Тему сдачи национальных интересов оппозиционные политические силы теперь с разной интенсивностью будут эксплуатировать до новых выборов парламента в 2012-м. Ведь эта тема мобилизирует их электорат. Другой вопрос: сможет ли оппозиция объединиться перед лицом угрозы национальной безопасности хоть в какую-то действенную структуру.
Если убрать из соглашения политический и правовой подтексты и попытаться оценить его условную коммерческую выгоду, то очевидно — украинские переговорщики продешевили. За продление базирования Черноморского флота смогли получить лишь скидку на газ, и то не самую большую. А можно же было требовать и большего, например, кредиты под низкие проценты, участие в разработке нефтегазовых месторождений на территории России, приостановку строительства "Южного" и "Северного" потоков или одного из них. А так, как сейчас, бюджет опять не увидит живых денег, потому что будет работать газобартерная схема, заложенная в соглашении.
По результатам подписания однозначно оздоровятся финансы "Нефтегаза". Компания выйдет из постоянного переддефолтного состояния. Возможно, удастся аккумулировать какой-то ресурс в модернизацию газотранспортной системы. Из позитивов можно вспомнить и о средствах, которые Россия будет вкладывать в так называемую инфраструктуру Севастополя.
Бюджет живых денег не увидит, потому что будет работать газобартерная схема
Внешнеполитический фон соглашения в целом нейтральный. Хотя сразу было впечатление, что негативный. Однако заявления генсека НАТО и госсекретаря США внесли ясность — в е вроатлантической среде были готовы к такому развитию событий. Трудно сказать, как это повлияет на усилия Украины добиться соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Понимая усталость от Украины, накопившуюся в европейских и е вроатлантических структурах при предыдущей власти, можно даже прогнозировать удовлетворение евробюрократов: проблема Украины теперь отложена в долгий ящик.
Российская, а потом и Советская империи с точки зрения экономической модели распространения собственного влияния всегда были аномалиями. Потому что большинство империй из колоний или сателлитов брали сырье, а им поставляли готовую продукцию. Советский Союз демонстрировал другую модель — давал странам-сателлитам разнообразное сырье, нефть и газ, а забирал готовую продукцию. Теперешнее российское руководство в который раз активно применило эту методологию, адаптировав ее к современным геополитическим условиям.
Комментарии