— Избиратели обычно очень приземлены и хотят видеть от депутатов что-то конкретно полезное для своего округа или лично для себя. Это нормально, — считает политолог Валерий Бебик, 53 года.
— Основная функция народных депутатов — писать законы, делать депутатские запросы и только потом лоббировать интересы своего региона. Когда составляют бюджет, депутат может "выбить" финансирование для какого-то города или села. Например, на перестройку инфраструктуры водоснабжения, проведения газа или реконструкцию школы. Конечно, делать это нужно без нарушений. Не так, как спикер Владимир Литвин: бросил 100 миллионов на свой округ, пиарился за счет народно-бюджетных средств, а другие районы остаются без денег.
Избирателей интересуют не только конкретные дела. Они обращают внимание на то, мужчина это или женщина. Выбирают больше мужчин. Думают, что те будут лучше работать. Западную Украину неизменно интересует патриотическая позиция кандидата, его мнение относительно языка, национальной безопасности, государственности. Поэтому все кандидаты там любят Украину. На Востоке господствует социальный популизм — зарплаты, пенсии, льготы. Люди верят периодами в "эффективного менеджера", периодами — в "команду крепких хозяйственников". В зависимости от того, кого нужно избирать на выборах. Но это одна психологическая модель поведения, просто она меняется от выборов к выборам.
Люди будут голосовать за тех, кто проложил асфальт в переулке или обновил почтовые ящики в доме. Есть опасность, что такие глобальные вещи, как реформы, потеряются в водовороте коммунальных проблем. Логика людей такая — Верховная Рада ничего не делает, так пусть нам хотя бы асфальт положат. При этом избиратель не рассматривает как реформаторов и партии. Относительно них еще большая растерянность, чем относительно мажоритарщиков. За какого-то человека проголосовать проще, чем за партии. Есть конкретное обещание конкретного человека. А с партией сложнее. Все они и политическая ситуация в целом выглядят очень однообразно. И Партия регионов, и "Батьківщина" торгуют голосами. Коммунисты пустили на предвыборную кампанию безумные средства. Люди это видят. УДАР Кличко и "Украина — вперед!" Королевской играют роль новых политических сил. Но это также старая ниша. У нас на каждых выборах есть новая политическая сила, которая занимает третье место.
В целом украинцы становятся большими реалистами. Их этому учат политики. Если они используют избирателей, то почему бы людям не использовать кандидата в депутаты или президенты?
Комментарии