Врага следует добивать, пока он напуган. Эта древняя военная мудрость может стать эпиграфом для всех неудач украинских революций. Потому что победа революции — это в первую очередь эмоции. Любая власть всегда сильнее оппозиции. Но наступает момент, когда эта власть теряет уверенность в своих силах — тогда и происходят революции.
Для меня показатель эффективности прогрессивных превращений в Украине —декоммунизация. И не нужно смеяться — события последних двух лет это еще раз подтвердили. Там, где нет памятника Ленину, никогда не будет ни коммунизма, ни "русского мира". Весной 2014-го граница задуманной в Москве так называемой Новороссии пролегла именно по "линии снесения" монументов вождю пролетариата. До сих пор считаю, что именно свержение Ленина в центре Харькова стало причиной того, что рядом с ДНР и ЛНР нет сейчас ХНР. Успели бы снести Ленина в Донецке и Луганске — и там все было бы нормально. Не было бы где собираться бандитам. Не говорю уже о Крыме. Там, где в независимой демократической Украине народ жил посреди сплошного совка, рано или поздно появились бы "зеленые человечки".
Но главное — это Киев. Во время первой революции в 1991-м в столице снесли монумент Ленину на площади Октябрьской революции, ее назвали Площадью Независимости, а заодно переименовали расположенные рядом ул. Ленина, Свердлова, Калинина, Дзержинского и остальных, забыл уже кого. Уже выросло и стало взрослым поколение киевлян, которое и не догадывается, что ул. Богдана Хмельницкого была ул. Ленина, а Прорезная — Свердлова.
Но что-то тогда остановило реформаторов. Произошло это на линии Бессарабской площади. Там остался невредимый памятник Ленину, и оттуда начиналась ул. Красноармейская. Думаю, сначала не успели. А впоследствии, когда напуганная революцией прежняя власть пришла в себя, дело загудело. Всех вдруг стало волновать мнение киевлян, которым никто не интересовался. Помните, как бессарабскому Ленину отбили нос? Тогда статуе быстренько сделали новую "голову", которая отличалась цветом от остальной фигуры. Рядом появилась красная палатка с круглосуточными упитанными "активистами" и наряд милиции, причем идейной. Как-то я спросил у одного из тех ребят, не пластмассовой ли была новая голова Ленина. Он прочитал мне лекцию о мировой ценности именно этого уникального монумента.
Когда того Ленина таки повалили, стало окончательно понятно — Януковичу не усидеть. Кто-то за рубежом даже посчитал количество дней между свержением памятника лидеру тоталитаризма и крахом диктатуры. С бессарабским Лениным и Януковичем совпало почти день в день.
Но не все еще закончилось. Потому что дальше от пустого постамента простирается на пол-Киева ул. Красноармейская. В целом она, конечно, Большая Васильковская. Но вернуть ей это название столичная власть никак не может.
В первый раз такое решение столичный горсовет принял в 1997 году. Немного поздно, но пусть. Однако таблички с новым названием заменяли старые как-то очень несмело, а затем начали исчезать. Оказалось, решение о возвращении улице исторического названия принимали при Косаковском — был в Киеве такой городской глава. Но вскоре его незаконно сняли с должности и заменили временно назначенным Омельченко. Именно он и "забыл" подписать решение о возвращении Большой Васильковской. Так появилась улица с двойным названием. С тех пор на картах пишут или Красноармейская (Большая Васильковская) или наоборот — "Большая Васильковская (Красноармейская). Но это была только первая часть "обороны Красноармейской".
Чиновники и граждане называли улицу как пожелают. Что не добавляло городу ничего хорошего. Во-первых, подтверждало половинчатость реформ и возможность возвращения давних времен. Во-вторых, вселяло раздор между людьми. Ведь они не понимали, что происходит: одним нравилось одно название, другим — другое, а третьим было неудобно от этого.
Все, казалось, закончилось в конце 2014-го. Тогда новоизбранный Киевсовет с мэром Кличко опять постановил вернуть ул. Красноармейской ее историческое название — Большая Васильковская. Хотя можно было этого и не делать, а подписать такое же решение от 1997 года. Однако "оборона Красноармейской" длится и до сих пор.
Решение действующей киевской власти относительно Красноармейской-Большой Васильковской было опубликовано и вступило в силу в декабре 2014 года. В настоящее время уже 2016-й, а на Красноармейской никто и не чешется. Устанавливают новые дорожные знаки с этим названием, на домах появляются новые таблички. А реклама навязчиво приглашает посетить магазин или ресторан на Красноармейской. И все это — в 200 метрах от столичного горсовета, который переименовал эту улицу еще в позапрошлом году.
Думаете, это не важно? Зря. Каждый день существования Красноармейской — как каждый день стояния еще не сваленных лениных и улиц с коммунистическими названиями — подтверждает бессильность или продажность новой власти. Действительно — что они могут, когда даже у себя под носом улицу переименовать не способны.
Не имею сомнений, что и в этот раз решение об отмене Красноармейской кто-то умышленно не так подписал. Опытные бюрократы это умеют — зачем? Ответ напрашивается один: если так цепляются за улицу Красноармейскую, следовательно, ждут Красную армию, которая, правда, называется сейчас иначе и дошла только чуть дальше Донецка.
Комментарии
1