Киев застроен бессистемно, считает немецкий урбанист Теодор Винтерс, 72 года:
— В советские времена планирование было сверху вниз. И рассчитывали абсолютно все — где должны положить дороги, где переходы, где построить школу, больницу и тому подобное. После распада Союза другая крайность — хаос. Обе системы имеют и позитивные, и негативные стороны. Однако должна быть золотая середина. Новые стройки следует контролировать и направлять, но не так строго, как при коммунистах.
Вы не первый раз в Киеве?
— В третий раз. Впервые был еще при Союзе. Потом — восемь лет назад. И вот теперь. Разница невероятная. Очень хорошо выстроили концепцию Майдана, теперь над ним не так нависает гостиница "Украина". Симпатичная реконструкция Андреевского спуска.
Знаете о скандале вокруг нее?
— Да. Это позитив. Общественность нужно активнее вовлекать в обсуждение архитектурных проектов, мэрия должна с ней советоваться. Протесты здесь играют определяющую роль. Власть должна прислушиваться к пожеланиям людей. В следующий раз перед реконструкцией какой-то части города она активнее будет обсуждать ее план с горожанами. В Германии нельзя просто так начать реконструкцию чего-нибудь, как это делают в Украине.
Какая проблема вам показалась главной?
— Коррупция во всей экономической сфере, в частности в градостроении. Это стало известно всем в Европе перед чемпионатом по футболу, потому что о коррупции много писали. С одной стороны, у вас очень хорошие законы. Точно не хуже наших. С другой — когда приходит застройщик и дает деньги в карман чиновнику, то их как будто и нет. Деньги в Украине до сих пор важнее закона. Вот это нужно изменить в первую очередь.
Заметили проблемы с городской логистикой?
— Да, они огромны, и связаны в первую очередь с движением. Заторы, недостает дорог. Хотя автомобилей немного, как для Европы. И, по прогнозам, за 10 лет их количество существенно не вырастет. Но все равно нужно строить больше развязок, эстакад, гаражей. И развивать общественный транспорт — автобусы, станции метро. Пока что в Киеве он слаб.
Можно одновременно развивать общественный и частный транспорт?
— Нужно выбирать. Или сконцентрироваться на автострадах, широких дорогах для частного транспорта, или допускать меньше машин и развивать в первую очередь общественный. Это не значит, что эти вещи несовместимы. Но приоритет должен быть один.
Какая наибольшая архитектурная проблема в городе?
— Небоскребы. Их строят в самом центре Киева. Власть может это легко остановить, но мешает коррумпированность. В Берлине 20 лет назад приняли план развития города, где выделили специальные участки для строительства небоскребов. В центре это строго воспрещено. В исторической части Берлина есть достопримечательности истории, церкви — и мы очень не хотели, чтобы новые дома были выше их, портили вид города. Он привлекает людей своей неповторимостью, а не небоскребами. Если высотки будут появляться такими темпами, исторический центр Киева "утонет" среди них.
Вторая проблема в закрытости выделения участков для строительства и отсутствии четких правил — где и что можно строить.
Третье: на жилищных массивах сначала появляются дома, а потом начинают думать, где будет школа, где — больница, а где — магазины. Очень несистемный подход. Это вина городской власти, которая утверждает и позволяет такие проекты. Она больше заботится об инвесторе, чем о самом проекте, и забывает об интересах жителей.
Что понравилось в Киеве?
— Хорошо восстановили Михайловский собор, Киево-Печерскую лавру. Они органически вписались в ландшафт. Появилось социальное жилье, больше прогулочных мест. В то же время новые дома почему-то строят преимущественно в псевдоисторическом стиле. Как будто Киев боится современной архитектуры.
Комментарии
4