На съезде Союза писателей Украины не смогли избрать нового главу. Организацией будет продолжать руководить 69-летний Владимир Яворивский, депутат от БЮТ. Он на этом посту 10 лет. Нового главу будут избирать на втором этапе съезда в конце ноября.
Глава СПУ может быть на должности не более двух сроков, согласно уставу. Почему решили баллотироваться на третий?
— За месяц до съезда мы собрали глав областных организаций, чтобы посоветоваться, кого выдвигать. Я сказал, что имею работу в парламенте, хочу написать вторую часть романа о суде над оппозиционеркой "Самая долгая ночь президента", поэтому сложу полномочия. Считал основным кандидатом на эту должность Василия Шкляра. Он сейчас в сиянии славы — роман "Черный Ворон" вышел 200-тысячным тиражом. Последние годы был моим заместителем, знает хозяйство. Многие члены союза поддерживали Шкляра, но он отказался. Сказал, что в это трудное время Союз должен возглавлять народный депутат, который сможет отстаивать наши интересы. Я предлагал выдвигать других коллег по парламенту — Виктора Терена, Михаила Косива, Елену Бондаренко, Станислава Аржевитина, Павла Мовчана. Но большинство сошлись во мнении, что нужно оставить Яворивского.
Почему не уступить место Виктору Баранову, которого выдвинули на съезде альтернативным кандидатом?
— Я не мог этого сделать принципиально. Хорошо знаю его как руководителя. Но не хочу опускаться до его публичной критики. Если бы выдвинули Михаила Слабошпицкого, я горячо поддержал бы его.
Оппозиционеры обвиняют вас в непрозрачном отчуждении и сдаче в аренду за бесценок имущества Союза.
— Конечно, мы сдаем у аренды помещение, дома творчества, но в рамках закона. Платим ежемесячно 135 тысяч гривен за коммуслуги и налоги. А эти же деньги нужно заработать. Вся эта болтовня Мовчана, Голоты и других не имеют никакого основания. Пусть проверяют, я не прячу документы. К тому же решение об аренде принимает не Яворивский, а совет Союза — высший руководящий орган между съездами.
Когда я написал пять открытых писем президенту Леониду Кучме, чтобы он ушел с должности, меня начали трясти прокуратура, милиция, Служба безопасности, налоговая. Ничего не нашли. Так же было и при Ющенко. Руководитель Секретариата президента Виктор Балога напустил на Союз все, что можно. Нас опять трясут, потому что я в оппозиции. Если бы хоть что-то нашли, меня давно опорочили бы.
Раньше Союз был идеологическим рупором партии. Какова теперь его роль?
— В нашем правительстве даже нет вице-премьера по гуманитарным вопросам. У государства нет никакой идеологии, кроме антиукраинской. Мы — последняя украинская застава, за нами — дикое поле. Роль Союза — отстаивать болезненные вопросы языка, культуры, духовности.
Очевидно, Союз должен был бы сосредоточиваться на вопросах творчества.
— А разве руководство должно писать книжки за членов Союза? Конечно, мы проводим творческие вечера, обсуждаем новые произведения, но мало. Поскольку ходили разговоры, что все продано, на каждом пленуме приходится обсуждать не творческие, а хозяйственные вопросы.
Комментарии
6