Президент Румынии Траян Бесеску победил. На референдуме, который должен был бы подтвердить или опровергнуть объявленный ему парламентом импичмент, 74% поддержали президента.
Бесеску на протяжении последнего месяца боролся за политическое выживание в буквальном смысле. Парламент обвинил его в попытке узурпации полномочий, влиянии на судебную власть и многочисленные нарушения Конституции. И это при том, что раньше Конституционный суд Румынии высказался в интересах президента.
В Украине стало популярным проводить параллели между двумя странами по различным поводам.
С одной стороны, Бесеску — "оранжевый". То есть, такими были цвета его президентской кампании 2004 года. Он пришел к власти, доказав через суды многочисленные случаи направленных против него избирательных фальсификаций. Кампания Бесеску велась под лозунгом "Da!" — то есть, "Да!" (укр. "Так!"). Сам Бесеску — бывший премьер-министр. Словом, на первый взгляд, аналогий много.
Кампания Бесеску велась под лозунгом "Da!" — то есть, "Так!"
На взгляд второй — все не так просто. Творцы румынской Конституции взяли за основу Конституцию Франции и, сознательно или нет, заложили в государственную систему так называемого сосуществования (случай, характерный также и для Польши): президент, полномочия которого по сравнению с другими достаточно большие, делит власть с премьер-министром, который считает себя главным действующим лицом в государстве. В том случае, когда президент и правительство представляют разные политические лагеря, конфликт неминуем. И даже если они соратники, конфликтная ситуация все равно рано или поздно наступит.
Траян Бесеску, в прошлом капитан корабля торгового флота, иногда принимает слишком резкие, не всегда хорошо продуманные решения. Возможно, именно это превратило его сторонников в противников: ведь, невзирая на популярность президента в обществе, за его импичмент высказались намного больше парламентариев, чем того требует Конституция.
Здесь речь идет совсем не о том, кто прав, кто виноват в румынском споре. Очевидно, что политики должны были найти выход. Не исключено, что Украина станет очередным примером для члена Европейского Союза Румынии (собственно, манифестации за Бесеску в Румынии начались после киевского Майдана конца 2004-го). Кажется, украинские политические силы, невзирая на иногда полное взаимное невосприятие, демонстрируют даже большую готовность к компромиссам, чем декларируют.
Суть проблемы в том, что политическая система страны, которая недавно полностью изменила ориентацию, не может быть совершенной. Заимствование моделей уклада у так называемых устойчивых демократий вопроса не решает. Более того: вряд ли стоит подходить к проблемам, порожденным "детскими болезнями" с мерками, характерными для Швейцарии или Франции. Очевидно, общества должны сначала "переболеть", получить им муни тет, произвести в себе защитные механизмы. Через это уже прошли практически все европейские нации. Сейчас проходят Румыния, Сербия, Украина.
Комментарии