Строительство терминала по перевалке сжиженного газа возле города Южное Одесской области будет стоить 846 млн евро. Такие выводы предоставила испанская компания "Сокойн". Вложенные средства окупятся за девять лет. Деньги должны дать частные инвесторы, но наше государство будет иметь по крайней мере 25% уставного капитала предприятия, говорит глава Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив. Первую очередь строительства терминала планируют завершить до конца 2014 года.
— Сначала создадут совместное предприятие с Азербайджаном на равных паях. Потом СП организует консорциум, определит других его участников. В нем Украина и будет иметь 25 процентов, — объясняет эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский, 36 лет. — Для этого нам нужно вложить около 200 миллионов евро. Это не такая огромная сумма, если учесть, что мы по миллиарду долларов ежемесячно платим за российское топливо.
Наибольший вопрос — с кем договариваться о газе. Он может быть и азербайджанский, и туркменский. Скорее всего, будут работать по принципу замещения. Например, мы покупаем сжиженное топливо у Азербайджана. Он поставляет его Турции, а та отгружает нам танкер газа на побережье Черного моря. Если мы будем иметь избыток топлива, также сможем принимать участие в таких схемах. Но пока что избытка у Украины нет.
Главное — сохранять дружеские отношения со странами — поставщиками сжиженного газа. Дальше работает чистая экономика. Политический фактор, как в газовых взаимоотношениях с Россией, роли здесь почти не играет. По этой причине рабочий терминал станет главным козырем в переговорах с РФ относительно топлива.
Сжиженный газ сегодня дешевле российского на 70-80 долларов за тысячу кубометров. Это неплохая разница. Кроме того, есть и сезонное колебание цен — летом дешевле, зимой дороже. Поскольку Украина имеет газоханилища, может закупать топливо летом и выигрывать от варьирования стоимости.
— Озвученные даты построения терминала под Одессой ориентировочные, — добавляет эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин, 56 лет. — Еще нужно найти деньги. А это — проблемный момент.
Комментарии