Эксперт по украинским вопросам французского Центра научных исследований и разработок Анн де Танги, 58 лет, считает несколько неловкой ситуацию, когда о письме руководства Украины к генсеку НАТО все узнали от американского сенатора.
Что думаете о желании Украины присоединиться к Плану действий по приобретению членства в НАТО?
— Подписанное украинскими президентом, премьер-министром и спикером парламента письмо на имя генсека НАТО прежде всего свидетельствует о решительном желании украинского руководства присоединиться к Альянсу. Хотя намерения относительно этого Плана действий звучали и раньше. Запрос на присоединение затормозил после своего назначения премьером Виктор Янукович. Нынешняя же инициатива выглядела, я бы сказала, зрелищно.
Почему именно зрелищно?
— Публично уточнила свою позицию Юлия Тимошенко — до сих пор она относительно вступления в НАТО вела себя довольно сдержанно. Вероятно, по внутриполитическим причинам. И второй момент: о письме мир узнал не из сообщения самой украинской власти, а от американского сенатора Ричарда Лугара. С точки зрения дипломатии, это выглядело несколько неловко. Общеизвестно, насколько острым является вопрос НАТО и в самой Украине, и в соседней России. И то, что о письме все узнали от американского, а не украинского политика, позволяет определенным силам отмечать: такие действия являются якобы несамостоятельными, органи зованны ми со стороны. По соцопросам вступление в НАТО поддерживают немного больше 30 процентов граждан Украины, и история с американским сенатором не усилила украинских перспектив.
В то же время политическая элита Украины настроена относительно НАТО преимущественно положительно. Мир это также знает. Даже в Партии регионов есть сторонники Альянса. И общее развитие общественного мнения также показывает постепенное, медленное увеличение сторонников присоединения к НАТО. Конечно, это будет непросто.
Вступление страны в НАТО растянется на годы?
— Не думаю, что события могут развиваться быстро. С одной стороны, эта инициатива вызывает острое неудовольствие России. Москва сделает все возможное, чтобы навредить вступлению Украины в НАТО. Я уверена, что украинский вопрос является для России важнейшим во всей ее системе общения с другими странами мира. Если Украина все-таки присоединится к Альянсу, соседи воспримут это как грубое поражение, болезненную потерю. Поэтому Москва будет оказывать максимальное сопротивление. С другой стороны, сами члены НАТО, хоть в целом активно поддерживают Украину, но не все одинаково положительно настроены относительно ее вступления. Взвешивая все "за и против", определенные страны очевидно будут считаться с перспективами собственных двусторонних отношений с Россией.
Вступление в НАТО поддерживают немного больше 30 процентов граждан
Изменилась ли в этом позиция Франции после прихода к власти Николя Саркози?
— В определенном смысле да. Он практикует другую и восточно-европейскую, и трансатлантическую политику. Более открытую, чем предыдущий президент Жак Ширак. Но все равно вряд ли французский политический класс будет считать целесообразным создавать острый конфликт с Россией. Следовательно, даже при наилучшем развитии событий процесс возможного вступления Украины в НАТО скорым не будет.
А как вы оцениваете перспективы присоединения Украины к Евросоюзу и позицию Парижа относительно этого?
— Президент Саркози считает Украину европейской страной. И так оно и есть. В то же время он не раз выражал свое мнение относительно Турции: что она евразийское государство и по географическим показателям не может стать членом ЕС. Похоже, Саркози придерживается мнения, что в будущем Украина могла бы быть в Евросоюзе. Но большим вопросом остается способность самого ЕС в дальнейшем увеличивать количество членов. С подписанием нового основоположного соглашения дела несколько сдвинулись с места. Европейский Союз возобновил свое развитие. Вопрос окончательных границ ЕС будто уже не стоит так остро, как несколько месяцев назад. Однако быстрое новое расширение еще не ко времени. И тут не суть важно, о каких именно новых членах идет речь. Такой является официальная позиция европейских политиков.
А каково ваше личное мнение?
— Оно заключается в том, что европейские и е вроатлантические устремления украинцев отвечают развитию и логике истории. Но о немедленных изменениях, о ближайшем будущем речь не идет.
Комментарии