Научный директор Школы политической аналитики Киево-Могилянской академии Алексей Гарань, 48 лет, говорит, что сторонники присоединения Молдовы к Румынии в меньшинстве и в обществе, и в оппозиции.
Какая причина массовых беспорядков в Молдове?
— В первую очередь внутренняя. Молдавская политическая система основывается на доминировании Компартии. В течение последних лет она объективно была сильнейшей и побеждала на выборах. Причиной этого является то, что Молдова — одно из самых отсталых и самых бедных государств Европы. Аграрная страна со слабым средним классом.
Поэтому коммунисты побеждали на выборах, но при этом пользовались тем, что сама политическая система построена без баланса и распределения власти. Президента избирают в парламенте. Партия-победительница на выборах получает все. Должность президента, спикера, премьера, парламентское большинство — в ее руке. Это вызывает недовольство оппозиции. К тому же социально-экономический курс президента-коммуниста Владимира Воронина не отмечался особыми успехами. Хотя на словах он за евроинтеграцию Молдовы.
У оппозиции самая большая поддержка в промышленно развитых городах, в первую очередь в Кишиневе. Получается, что столица наиболее оппозиционна к власти. Но в то же время молдавская оппозиция разъединена. И на предыдущих выборах, и сейчас ей не удавалось создать единый блок, противостоявший бы коммунистам.
Действительно ли есть в этих событиях "румынская рука"?
— В Молдове много сторонников объединения с Румынией. Но все же их меньшинство не только в обществе, но и в оппозиции. Потому что объединение с Румынией не в интересах политической элиты. Ни власть, ни оппозиция не хотят раствориться в другом государстве. В перспективе обе страны останутся самостоятельными. Понятно, с тесными связями.
Действительно, во время прошлых событий были горячие головы и среди оппозиции, и среди неконтролированной массы демонстрантов. Но они не доминируют. Протесты с румынскими флагами и вывешивание их над государственными учреждениями имело, скорее всего, обратный эффект, в том числе для оппозиции. Потому что давало повод России, Приднестровью, президенту Владимиру Воронину обвинять Румынию во вмешательстве во внутренние дела Молдовы. Действующей власти легче всего переложить ответственность на внешнюю силу, чем признавать собственную несостоятельность решать социально-экономические проблемы.
Коммунисты снова получат всю власть?
— Для избрания президента в парламенте им не хватает голоса. Если три попытки избрания окажутся безрезультатными, то парламент должен быть распущен и назначены новые выборы.
Какая нация будет самоопределяться в Приднестровье?
Поэтому если бы оппозицию удались разыграть такой сценарий, то при новой гонке она увеличила бы свое присутствие в парламенте. Потому что ее поддержка выросла бы. Однако, скорее всего, коммунистическое большинство может найти этот голос. Рычаги для раскола оппозиции существуют. Можно пообещать должность в руководстве парламента или в правительстве. Такое было несколько лет назад, когда один из лидеров христианских демократов был вице-спикером. Компромиссным стало и решение Конституционного суда о пересчете голосов, потому что он подтвердит победу коммунистов. Хотя 50 процентов у них может и не быть.
Как эти события отразятся на приднестровском урегулировании? Может дойти до признания Россией независимости этого региона?
— С Приднестровьем для России ситуация даже сложнее, чем с Абхазией и Южной Осетией. Потому что здесь нет этнического фактора, способствовавшего бы провозглашению государства. Есть международно-признанное право нации на самоопределение, часто оно вступает в противоречие с территориальной целостностью. Но какая нация будет самоопределяться в Приднестровье? Там сосуществуют три общества — россияне, украинцы и молдаване. И поэтому признание Москвой сампровозглашенной республики будет явным вмешательством во внутренние дела Молдовы и пренебрежением мнения международного содружества.
Но даже значительная часть приднестровцев не захотят такого. Сегодня немало их фирм зарегистрировано в Кишиневе — чтобы иметь возможность заниматься внешнеэкономической деятельностью, выходить на европейские рынки. А существование непризнанной страны и прямой конфликт с Молдовой ударит по бизнесу.
Кремль понимает, что признание ПМР — это точка невозвращения, тупик. России выгоднее сохранение нынешнего состояния дел. При этом она будет использовать Приднестровье как плацдарм для своих планов и жать на Молдову, Украину и Запад.
А Запад как-то должен отреагировать на событии в Кишиневе — ведь Румыния является членом НАТО, а ее обвиняют в организации этих беспорядков?
— Я не считаю, что события в Кишиневе являются вызовом для НАТО. Это внутреннее дело страны, не являющейся членом Альянса. Если бы Румыния действительно осуществляла политику присоединения, то это было бы проблемой.
Потенциальным вызовом для Евросоюза и НАТО является конфликт в Приднестровье. Но пока что он находится вне сферы влияния Альянса.
Какую позицию должна занимать Украина? Нужно ли побаиваться, что этот пожар перекинется к нам?
— Поскольку в Молдове живет много этнических украинцев, то это касается и нас. Но это внутреннее дело соседней страны. Главное, чтобы акция происходила мирно и без насилия. Перекинутся на нас это может в том случае, если перерастет в вооруженные столкновения, которые дойдут до Тирасполя. Это возле нашей границы, поэтому будет нуждаться в реакции Киева. И конфликт может использоваться для дестабилизационных сценариев в Украине, ведь на этом уже начинают спекулировать сверхрадикалы и сторонники "сильной руки".
Приднестровье заявило, что готово предоставить Воронину помощь вооруженных сил для наведения порядка. Думаю, что это лишь пиар-заявление. Приднестровский режим пытается заработать политические дивиденды.
Возможно, к событиям в Кишиневе причастна Москва?
— По крайней мере то, что там происходит, выгодно России, а не Румынии. Тем более, что оппозиция отмежевывается от радикальных действий. Ведь идет ее дискредитация, усиление русской позиции в Приднестровье, увеличение возможности давления на Воронина и его преемника. Поэтому столкновения усиливает возможность России. Люди могут выходить на улицы с разными лозунгами, и среди них могут быть провокаторы.
Конечно, если начнется вооруженный конфликт, то это будет вызовом и для Кремля. Потому что появится вопрос: как на него реагировать? А вот половить рыбку в мутных водах русские политики не против.
Комментарии
3