Ексклюзивы
четверг, 11 октября 2007 18:31

Общее наследие останавливает конфликты

Автор: рисунок: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

Одной из основных причин ксенофобии является то, что соседи не знают друг друга. Страх и, соответственно, неприязнь к другим вырастает из простого незнания этих других. Для ребенка всегда самый страшный хоть и пустой, но темный угол комнаты.

Поэтому для народов так важна открытость культур. Только так мы можем познать друг друга, чтобы потом понять и не бояться.

В Европе основополагающим в этом стало преодоление подобной культурной изоляции на французско-немецкой границе. Так как именно конфликт на Рейне стал причиной двух мировых войн и множества противостояний в Европе. Политическая воля двух основных европейских наций преодолела его и сознательно пошла на построение нового европейского единства, которое называется Европейский Союз.

А одним из существенных аспектов франко-немецького примирения стала концепция общего европейского наследия. Потому что на тамошнем пограничье, за которое боролись в двух мировых войнах, было множество как немецких, так и французских исторических достопримечательностей. Их можно было легко включить как в одно, так и во друго культурное наследие.

Еще одной незалеченной раной было немецко-польское противостояние. Его история тянется едва ли не от Тевтонского ордена. Пруссия была одним из государств, разорвавших Речь Посполиту в 1772 году. Для поляков это стало национальной катастрофой.

Особенно обострились польско-немецкие отношения во время и после Второй мировой войны. Нацистская Германия в 1939-м снова приняла участие в очередном разделе возрожденной ІІ Речи Посполитой. Тогда как марионеточная просталинская Польская Народная Республика в 1945 году по воле победителей в войне установила свой суверенитет над давними польскими землями, которіе уже веками были оне меченны и которые немцы воспринимали однозначно своими. Оттуда практически силой было выселено 12 млн немцев, вместо этого заселены миллионы поляков из "восточных кресо в" — малых родин Мицкевича и Словацкого — нынешних Литвы, Беларуси и Украины. В сталинистских 1950-х, когда еще болели раны войны, многое было просто по-варварски уничтожено. Например, немецкие кладбища. Территория вроде бы "зачищалась" от всего немецкого и для всего польского.

Однако такая тактика не могла стать стратегией. Нельзя безнаказанно лишить какое-либо культурное пространство его культурной идентичности. Оно становится пространством сиро тства и делает сиротами или по крайней мере обделенными в чем-то людьми тех, кто пробует его таким образом выхолостить или осиротить. Для того чтобы в этом убедиться, стоит поехать в Калининградскую область Российской Федерации. Впечатление такое, что здесь просто взорвалась культурологическая вакуумная бомба.

Поэтому еще в 1960-х начался процесс польско-немецкого примирения и прощения. Сначала на уровне польской и немецких церквей. Потом было извинение канцлера ФРГ Вилли Бранта. Но больше всего способствовало этому примирению объединение Германии, очередную годовщину которого отметили недавно.

После распада коммунистической системы этот процесс пошел "на всех парах". Падение СССР обозначило еще один фронт противостояния, имеющий решающее значение для будущего Европы в целом.

В ХІХ ст. родилась не только польская политическая нация, но и украинская. К началу ХХ ст. мы уже были вполне готовы к тому, чтобы в полный голос заявить о себе как о нации зрелой. И уже тогда появился вопрос не только территорий и границ, но и культурного наследия — так как польско-украинская война 1918–1919 лет в Галичине была в значительной мере и борьбой за такую жемчужину, как Львов. Чей он — польский или украинский? Это королевский польский город или княжеский украинский?

Вердикт был однозначным: Вильнюс является литовским городом, а Львов — украинским

После 1945 года все, что оказалось в Польше, безоговорочно объявлялось только польским. Вместо этого в под сове тской Украине уничтожалось или объявлялось чужим все "польское". Классовый и атеистический подход довершал дело. Замки, имения, дворцы, костелы разрушались и приходили в упадок. В конечном итоге так же, как и исторические достопримечательности исконно украинской культуры. Церкви и дворцы украинских магнатов разрушали так же, как костелы и имения польских. Миллионы поляков из Литвы, Беларуси и Украины переселили в Польшу. А украинцев из Закерзонья — в Украину. Те, кто остался, — а их в 1947-ом было еще 150 тыс. — высланы во время печальноизвестной акции "Висла" на постнемецкие земли, под Берлин.

Однако после того как Польша и Украина стали независимыми европейскими государствами, перед нами тоже встала проблема урегулирования этих вопросов уже на межгосударственном уровне. Благодаря труду украинской и польской политической эмиграции польско-украинский диалог начался задолго до того. И вердикт был однозначным: Вильнюс является литовским городом, а Львов — украинским. И украинская граница есть и будет там, где он есть сегодня. Ни о каких территориальных претензиях и речи быть не может.

Это стало фундаментом для формализации акта польско-украинского примирения, осуществленного президентами Польши и Украины при открытии Лычаковского военного мемориала во Львове в 2005 году.

Но вместе с тем это значило и то, что каждая из сторон в соответствии с международным законодательством берет на себя обязательство упорядочивать и охранять культурное достояние, которое отныне принадлежит двум народам, — и украинскому, и польскому. А таких сокровищ есть тысячи по обе стороны границы.

Наконец ради европейского единства пришло время несколько изменить философию подхода к тем культурным пластам, которые оставили нам прошлые эпохи. Должны отходить от уходящей корнями в наци онали змы ХІХ ст. философии "или –или" — то есть эта памятка культуры или украинская, или польская. И приближаться к философии "и — и". Учитывая это мы только условно можем утверждать, что та или иная достопримечательность относится исключительно к украинскому или польскому культурному наследию, где бы она не находилась. Костелы в Бердичеве или Киеве принадлежат и украинской, и польской культурной традиции. Так же, как древнерусские росписи в Люблине или церкви под Белостоком и Колодцем. То есть мы видим глубокое взаимопроникновение, которое действительно простирается до Днепра и Вислы.

Однако нам всем нужно еще много сделать, чтобы полученные в наследство культурные сокровища наконец нашли своих настоящих наследников.

Сейчас вы читаете новость «Общее наследие останавливает конфликты». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть