Президент Франции Николя Саркози создал на этой неделе специальный государственный инвестиционный фонд с капиталом в 20 млрд евро в помощь стратегическому бизнесу. Таким образом государство планирует извлечь выгоду из нынешнего кризиса.
Речь идет о покупке акций предприятий, страдающих сейчас от проблем. Когда дела в бизнесе пойдут лучше, государство надеется перепродать свою долю.
Сторонники государственного вмешательства в частный бизнес говорят об общей выгоде. Кризис сбил все возможные цены. Поэтому государство вложит немного по сравнению с реальной стоимостью акций. Живые деньги спасут автомобильную, авиационную, корабельную индустрию от быстрого упадка. А когда национальная экономика возобновит свои мощности, государственную долю можно будет продать. "С выгодой для налогоплательщиков", — говорит французский президент. "В интересах близкого окружения Саркози", — беспокоятся оппозиционеры.
Французское правительство обещает, что не будет покупать больше 20% капитала предприятий, очутившихся в затруднительном положении. Следовательно, классической национализации не предусмотрено. Впрочем, миру известные проблемы, возникающие с государственными долями в уставных капиталах. "Не нужно искать в прошлом ответов на сегодняшние вопросы", — опередил критику оппонентов Николя Саркози, презентуя проект своего Стратегического инвестиционного фонда.
Не нужно искать в прошлом ответов на сегодняшние вопросы
Через три недели специальная комиссия начнет отбор кандидатов на государственные финансовые вливания. Правительство пообещало прозрачность. Оппозиция же спешит отметить, что за 20 дней нереально наработать объективные критерии отбора. Тем более когда сам президент страны говорит, что современный кризис не подобен всем другим. И что лекарствами ХХ века его не осилить. Мгновенный выбор, следовательно, не может не быть субъективным. Кому-то повезет с помощью, а кому-то — нет. Не факт, что победит именно справедливость.
В некоторых других странах ЕС выражают скепсис относительно французских планов. В конечном итоге у Европейского Союза есть даже право вмешаться в проект государственного спасения частного бизнеса Франции — если увидит, например, попустительство нечестной конкуренции. Или другие противоречия с принципами ЕС.
Несмотря ни на что, сам процесс поиска выхода из кризиса добавляет французам оптимизма. Это сразу же показали социологические опросы. Даже те, кто в целом не поддерживают Саркози, одобрительно говорят о его "быстрой реакции".
Презентуя программу спасения бизнеса, французский президент призывает соотечественников "использовать кризис, чтобы выйти из него более сильными". Это не гарантирует успеха, но вселяет надежду.














Комментарии