
Научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко, 35 лет, считает, что вследствие газового конфликта количество сторонников России в Европе уменьшится, но тех, кто симпатизирует Украине из-за этого не станет больше.
Кто же побеждает в газовом конфликте — Украина или Россия?
— Пока победителей нет и, скорее всего, не будет. Обе ведут достаточно жесткую игру и имеют свои аргументы. А Европа ответственность за ситуацию возлагает и на Украину, и на Россию.
Однако Россия в этом споре теряет больше, потому что ее вина перед европейскими потребителями более значительная. Ведь именно она является формальным контрагентом европейских получателей газа. Российский "Газпром", а не "Нефтегаз Украины" является субъектом договоров. Поэтому он не выполняет своих обязательств. Аргументы "Газпрома" — мол, Украина с начала года ежедневно несанкционированно отбирала около 20 миллионов кубов газа из поставляемых 300— в Европе не считают обоснованной причиной прекращения поставок. Потому что все понимают, что это технологический газ и такой вопрос может быть урегулирован.
Это не значит, что все европейские потребители считают Украину невиновной. Киев утратил очень много шансов в прошлые годы, чтобы устранить проблемы в газовых отношениях с Россией. В январе 2006 года было подписано соглашение, где зафиксировали ставку на транзит газа на четыре года. Этого нельзя было делать. Теперь россияне отказываются ее увеличивать, хотя цена на газ за это время выросла почти в четыре раза. Ситуацию усложняет наличие непрозрачных посредников.
Разве в Кремле, перекрывая газ, не понимали, что их репутация пострадает больше?
— В действиях Москвы на международной арене в последние годы вообще отсутствует элемент какой-то рациональности. Есть вера в то, что Европа воспримет даже самые грубые действия и никуда от российского газа не денется. А добропорядочность и хорошая репутация Россию не интересуют. Ей главное — чтобы боялись. Они строят свой авторитет на силе и агрессивности.Почему Украина ежегодно попадает в одну и ту же газовую ловушку?
— Потому что газовая сфера – один из наиболее коррумпированных секторов нашей экономики. В ней присутствуют разные интересы, в том числе и неукраинские. Переплетен и Российский, и офшорный капитал. Действуют непрозрачные схемы поставки, транзита и расчетов. Документы скрываются от общественности. Присутствуют лоббистские группы и мощные инструменты влияния на политику, средства массовой информации. Часто направляется ложная информация. К тому же отсутствует единая целостная стратегия, которая давно должна была воплощаться, и существенно снизить зависимость Украины от поставок российского газа.Добропорядочность и хорошая репутация Россию не интересуют
Наша экономика потребляет чересчур высокий объем газа — 70 миллиардов кубов ежегодно. Это почти в пять раз больше, чем Польша, которая имеет значительно более мощную экономику. Мы потребляем больше газа, чем Италия или Испания. При таком неэффективном использовании этого ресурса мы не можем избежать зависимости.Выглядит ли Украина в глазах Европы жертвой российской политики?
— Европейцы поскорее себя считают жертвой, особенно балканские страны. Вон в Словакии ситуация намного хуже, чем у нас — там ввели чрезвычайное положение, потому что запасов газа было только на несколько дней.Хотя есть понимание, что не Украина была инициатором этого конфликта. Однако в глазах европейской общественности Украина является не столько жертвой России, сколько жертвой собственного неудачного управления, заложницей несостоятельности правящей элиты качественно отстаивать свои интересы и эффективно сотрудничать с ЕС.
Увеличит ли нынешнее противостояние количество симпатизирующих Украине среди стран НАТО и ЕС?
— Нет. Москва, безусловно, этим конфликтом подрывает свои позиции. Но это не значит автоматического поднятия авторитета Украины. Уменьшится только количество симпатизирующих России в ЕС.Почему Москва в газовых войнах всегда побеждает Киев информационно?
— Потому что у нее значительно большие информационные ресурсы, на это расходуется огромное количество денег. В пропаганде задействовано много профессионалов. Также есть консолидированность российской правящей элиты вокруг своих вождей и коммерческих интересов — тогда как наши постоянно враждуют.Как Россия и Украина будут строить отношения после такого бурного конфликта?
— Россия взяла курс на расшатывание ситуации в Украине. И это будет продолжаться до президентских выборов. В ближайшее время не стоит ожидать нормализации отношений. Потому что Кремль преследует в первую очередь политические цели — обеспечить контролируемые беспорядки в Украине, спровоцировать дальнейшие конфликты среди правящей элиты, бизнеса и общества. Добиться остановки заводов, резкого роста безработицы. Вызвать социальную неудовлетворенность. И таким образом ускорить смену власти на более лояльную для себя.Является ли газовая война своеобразным наказанием Россией Украины за курс на присоединение к НАТО?
— Безусловно. Причем Кремль использует многоплановое оружие. Стремится дискредитировать Украину как транзитера, подорвать наш бюджет, который недополучит средства в результате остановки заводов, обострить социальное напряжение, потому что десятки тысяч людей потеряют работу.Если Кремль навяжет нам заоблачную цену на газ, то шансов удержать бюджет не будет. Будет разрушена пенсионная система, а государство обанкротится. В России тоже сложная ситуация с бюджетом и золотовалютными запасами. Но газовая война дает власти возможность отвлечь внимание населения от внутренних проблем, переключить его на борьбу с внешними врагами.
Комментарии
5