Катастрофа российского самолета Суперджет-100 во время демонстрационного полета в Индонезии мало повлияет на будущее этой машины, считает российский эксперт в авиаотрасли председатель консалтинговой компании "Информ-Мост" Борис Рыбак, 54 года.
- Профессионалы понимают, что со сложными системами это случается, - говорит. - Особенно на этапе введения в эксплуатацию или испытаний.
Как катастрофа повлияет на российский авиапром?
- Никак. Работа по производству Суперджета будет продолжаться. Эта трагедия только побуждает все поскорее доделать, выпустить большое количество машин и ввести их в эксплуатацию. Думаю, что так и будет, поскольку программа в России имеет характер национальной. Случай в Индонезии можно сравнить с катастрофой Ан-140 Харьковского авиазавода, который разбился во время демонстрационного полета в Иране. Но авария очень мало отразилась на дальнейшей судьбе этих самолетов.
Что будет с контрактами на приобретение Суперджета?
- Все соглашения на поставку техники, которая еще не построена, разрывают и заново будут пересматривать. Из тех 160-170 подтвержденных контрактов настоящими, твердыми и важными являются два. Это заказ "Аэрофлота" на 30 машин, который финансирует государство, и заказ авиакомпании "ЮТейр" еще на 15. Думаю, они будут возобновлены. Для того чтобы заводы построили эти 45 самолетов, нужно довольно много времени. К примеру, в 2011-м выпустили четыре машины, а в этом году еще пять-шесть. В любом случае предприятие будет загружено на несколько лет. На то время, когда подойдет очередь следующих заказчиков, много воды утечет. Никаких скидок на самолет из-за аварии быть не может. Потому что это будет означать, что авиакомпании покупают второсортные машины.
Эта авария облегчит путь Ан-148, который называют прямым конкурентом Суперджета?
- Судьбу Ан-148 определяет способность Воронежского авиазавода производить эти машины и способность концерна "Антонов" поддерживать их эксплуатацию. Но на сегодня выпустили всего шесть самолетов. То есть - нисколько. Пока не запустят массовое производство, не вижу никаких перспектив Ан-148. Представьте: вы хотите приобрести машину, а вам говорят, что ее изготовят только через пять лет.
Как оцениваете место в мире российского и украинского авиапромов?
- Кроме США, Канады, Бразилии и объединенной Европы, реальных производителей гражданской авиации нет. Пока что российский, украинский, японский, китайский авиапромы никакого места в мире не занимают. Есть лишь амбиции заполучить какую-то долю рынка. Например, российский авиапром поставил амбициозное задание иметь когда-нибудь 10 процентов мирового рынка. Сделать это планируют с Суперджетом, который уже доведен до формы самолета, и МС-21, который сейчас существует только в проекте (пассажирский среднемагистральный самолет, который разрабатывают на смену Ту-134 и Ту-154. - "ГПУ").
Комментарии