Наталия Королевская подала в суд на Киевский международный институт социологии (КМИС) и фонд "Демократические инициативы". По ее мнению, они опубликовали заниженные рейтинги партии "Украина – Вперед!!.
- Когда рейтинг падает, политики пытаются найти виновных. Под горячую руку иногда попадают социологи, - рассказывает генеральный директор КМИСа Владимир Паниотто, 65 лет. - Политики думают, чем выше рейтинг опубликуют, тем больше людей за них будут голосовать. Но это не помогает партиям, которые и так популярные. Напротив, в день выборов их сторонники не спешат идти голосовать. Мол, зачем: и так моя партия победит. Если ее популярность снижается, люди более ответственно относятся к волеизъявлению. Публикация низких рейтингов больше всего угрожает тем партиям, которые не пройдут в парламент. Избиратель не захочет терять свой голос, отдаст его за кого-то более популярного. Поэтому непроходные партии завышают себе рейтинг.
В газетах часто сравнивают социологические данные разной методики. Одни исследователи с первого вопроса хотят узнать, за кого бы человек мог проголосовать. Другие в первую очередь интересуются, пойдет ли он на выборы. Третьи спрашивают о партийных симпатиях только тех, кто планирует голосовать. Имеем три вида рейтингов: первый - по отношению ко всем, второй - ко всем, кто собирается прийти на выборы, третий - ко всем, кто придет, но будет определяться уже на месте. В зависимости от методики исследования может корректироваться результат.
В Украине зарегистрировано около ста социологических объединений. 11 из них являются членами Европейского общества исследования общественного мнения и маркетинга. Это - международная ассоциация, у которой повышенные требования к участникам. Лишь шесть-семь компаний имеют сеть по Украине, могут проводить общенациональные исследования. В КМИС политическим является только каждый третий заказ. Поэтому занижать или завышать рейтинг партий нам просто невыгодно. Тогда мы "подмочим" репутацию и будем получать меньше заказов. Этим занимаются компании, которых никто не знает. Именно они публикуют данные, которые могут быть кому-то выгодны.
Комментарии
1