Одновременное почитание в Украине Святого Николая, Деда Мороза и Санта Клауса - это хорошая традиция, считает философ Мирослав Попович, 82 года. Ведь дети получают больше подарков.
- Санта Клаус у нас не является традиционным персонажем, - говорит Попович. - Хотя он ничем не хуже двух других. Весь вопрос традиций. Из этого не стоит делать политику или идеологию, что-то запрещать или навязывать. Это мифологические координаты вхождения людей в Новый год.
Вот праздник Нового года вряд ли кому-то удастся упразднить. Этот праздник многократно пытались изменить разные правительства, но он оказался крепче, чем все директивы. Тогда Новый год просто пытались наполнять соответствующим идеологическим содержанием. При СССР - советским. Например, советская власть запрещала Деда Мороза и новогодние елки до 1930-ых. А с ним и все религиозные праздники. Однако потом власть сама начала использовать эти символы и включила их в свой идеологический арсенал.
Говорят, Дед Мороз связан только с новогодними обрядами, которые не были введены в церковные календари. Понятно, церковь не могла относиться благосклонно к этому образу. Вместе с тем большинству украинцев Святой Николай кажется более христианским персонажем. Однако и он имеет намного более глубокий корень. Новогодне-рождественские праздники имеют языческие истоки, а с ними и все щедровки, колядки, сам обряд празднования. А Святой - прототип Велеса, бог торговли, музыки, искусства, животноводства и подземного мира в славянской мифологии.
Лето издревле считали бытовым временем. Зиму - сакральным и священным, когда передавался исторический опыт и моральные принципы. Это происходило через пение, хороводы. Карнавальная основа этих праздников дохристианская. Однако это совершенно не мешает их использовать христианской религии в течение двух тысячелетий. Раньше христианство и церковь долгое время воевала с этими древними обычаями. В конечном итоге она и сама стала их использовать.
Где-то больше уважают Деда Мороза, где-то Николая, где-то еще кого-то. Не так просто объединить людей вокруг чего-то одного и нового. Например, люди по селам до сих пор празднуют свои храмные праздники. Никто уже не помнит, почему именно храмы посвящали именно этим святым, а все равно люди празднуют. Так и с Новым годом. Люди будут отмечать те праздники и уважать те символы, что самые приятные и стали традицией. И не надо ничего навязывать.
Комментарии